В конце 19-го – начале 20 века коми-пермяков называли «пермяне», а с 1920 года установилось привычное всем название – коми-пермяки. Этот материал составлен на основе исследователей коми-пермяков. Список используемой литературы – в конце статьи.

Физический и нравственный характер народа Хозяйственная жизнь является важнейшим условием существования народа. Большую часть времени своей жизни коми-пермяки проводят в труде, они с малолетства поняли: жить – значит трудиться.

В сознании крестьянина, в его помыслах, главным является стремление к тому, чтобы устроить быт семьи, что настраивает и заставляет его заботиться о выращивании хлеба, овощей, о запасах кормов для скота и постоянно следить за плодородностью пашни, огорода, сенокосными угодьями.

Мужик одевался некрасиво, красноречием не обладал, но мыслил трезво, не торопясь с решениями. И в своих поступках старался не глупить. Работает и думает, как обеспечить всем необходимым семью, держать в порядке хозяйство, получить больше хлеба. Трудясь, смекает о предстоящей жизни, которая ширится и осложняется жизнью подрастающих сыновей и дочерей, появлением снох и зятьев, новых домов, деревень.

Внешность Пермяки преимущественно малого роста, сухощавы, но крепки, широкоплечи, коренасты, имеют короткую, тонкую шею, стан несколько наклоненный вперёд, грудь плоскую, ноги короче верхней части тела, руки толстые с широкою кистью. Есть между ними и рослые, здоровые субъекты, но правда, что таких немного. Большинство худощавы, полных, тучных, я не видал. Женщины красивее, чем мужчины.

Иньвенские пермяки. Конец XIX века. Фото: И. Топорков.
Национальный музей Республики Татарстан

Голова чаще малая, чем большая, угловатая, лоб низкий, крутой, нередко вдавленный у переносья; нос чаще короткий, слегка вздёрнутый, реже длинный, прямой; рот широкий, больше открытый; уши большие, несколько оттопыренные. Лицо чаще представляется угловатым, как бы четвероугольным, плоским. Выражение томное и неподвижное.

Глаза умеренной величины, но чаще прищуренные, косвенно расположенные (наружный угол выше внутреннего), лежат глубоко, зелёно-серые, карие, тёмно-карие, тёмно-серые, редко серые и ещё реже голубые и чёрные. Здоровые глаза в обыкновенном состоянии у взрослого Пермяка тусклы, вялы и безжизненны, выражения в них нет никакого, но при ссоре с соседом и в других подобных случаях блестят, сверкают, полны огня; у молодых Пермячек глаза отличаются живым, светлым взглядом.

Волосы русые, светло и тёмнорусые, рыжеватые, редко чёрные и белые, почти густые, всегда жёсткие, иногда курчавые, почти не седеют. Бросаются в глаза роскошные волосы у женщин.

Мужчины и парни из села Коса, 1911 год.
Фото: Александр Теплоухов
Пермский краеведческий музей

Женщины зачёсывают волосы со лба за уши, прямо, без напуска, заплетая сзади, замужняя в две, девушки в одну косу. Волосы на голове мужчины обрезывают крýгом.

Разнообразия в типах у них гораздо меньше чем у русских. Легко отличить два различных типа:

Один тип главный: светло-русые или рыжеватые волосы, широкое лицо, красноватая или желтоватая кожа, серые глаза, вздёрнутый, широкий нос, толстые губы, круглый подбородок.

Другой тип: волосы тёмно-русые, почти чёрные, лицо продолговатое, кожа смуглая, глаза карие и тёмно-карие, нос прямой, узкий, губы тонкие, подбородок острый.

Чаще всего повторяющийся тип пермяка имеет широкие скулы (шире, чем у русских), рыжую бороду, карие или серые глаза, лицо короткое.

Пермяк вообще неуклюж, неповоротлив, ходит вяло, небольшим, мерным шагом, покачиваясь направо и налево.

Здоровье Природа наделила Пермяков хорошим здоровьем, создала способными к перенесению непогод сурового климата и тяжёлых физических трудов. Будучи неизнеженными воспитанием, употребляя простую, грубую пищу, они не знают многих болезней народов образованных. Самая частая болезнь среди пермяков есть чесотка и накожные болезни.

Групповой снимок мужчин. Село Гайны Гаинской волости. 1910-11 г. Фото: Александр Теплоухов. Пермский краеведческий музей

Любопытный факт, что значительная часть пермяцкого населения к 21-летнему возрасту далеко не достигает возмужалости и полной физической зрелости.

Так в 1883 г. при освидетельствовании здоровья лиц, призванных к воинской повинности, были признаны негодными:

  • По малому росту (требуется рост не менее 1530 мм) – 41 чел. 17,9%
  • По недостаточной возмужалости и слабому физическому развитию – 24 чел. 10,4%

Пермяки одарены такою же физическою силою, как русские; но, по врождённой лености и нерасторопности делают меньше их, как на общественных, так и на домашних работах.

Чистоплотность Живя в дымных, закоптелых, грязных избах, редко меняя и чистя бельё, Пермяки и их домочадцы, большею частью, очень нечистоплотны: с головы до ног запачканы, грязны. Вопиющая грязь никем не осуждается.

Повсеместно не моется посуда не только между кушаньями, но и по несколько дней. Умывается пермяк больше чем редко.

Типы пожилых коми-пермяков. Пермяцкий округ, 1928 год. Национальный музей Республики Коми

Пермяки нечистоплотны, а между тем очень любят попариться. Оба пола парятся при весьма высокой температуре. В баню ходят сначала мужчины, потом женщины с детьми. Мыло в бане не употребляется и идет исключительно при стирке белья.

Белье носится обоими полами по долгу, а иной раз и до тех пор, пока держится на плечах, и носится так отнюдь не по бедности; моется же во всяком случай крайне редко и в чуть тёплой воде.

Характер Характер пермяка странный. Пермяк очень упрям, любит стоять на своём, послушание также не его добродетель.

Они легко приходят в ярость, долго помнят старую обиду, до крайности скрытны и мстительны. Недоверие, пессимизм — вот что характеризует пермяка. Вид его унылый, черты лица выражают мрачность и неподвижность.

Группа мужчин. Село Гайны Чердынского уезда Пермской губернии. 1908 г. Фото: Владимир Плотников. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Не в натуре Пермяков говорить много, особенно при посторонних, хотя дома Пермяк смел, дерзок, даже в присутствии своих начальников.

Понятие о патриотизме у пермяков совершенно отсутствует, но за своё старое, насиженное местечко постоять сумеет.

Умственные способности Изобретательность, стремление к лучшему, мало свойственны Пермятскому уму. Но изредка и между Пермяками встречаются люди, которые, при незначительной грамотности, имеют столько ума, что занимают почётные в местном управлении должности приказчиков, писцов, а другие, неграмотные, также за свой ум стоят на видных местах в обществе, известны как способные к отправлению должностей бурмистров, старост, как рассудительные хозяева, оборотливые торговцы, как хорошие ремесленники и т. п.

Кудымкар, 1931 год. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка

Число грамотных пермяков с каждым годом и довольно быстро возрастает.

Одежда и обувь Костюм Пермяка несложен. Одежда и обувь Пермяков, мужчин и женщин, имеет большое сходство с одеждой и обувью окрестных Русских, но имеет и свои некоторые особенности.

Группа женщин с детьми. Деревня Коча Чердынского уезда Пермской губернии. 1908 г. Фото: Владимир Плотников. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

У коми-пермяков бытовал традиционный женский костюм, определяемый этнографами как комплекс с сарафаном, а мужской – как комплекс из штанов со вставкой и рубахи-косоворотки.

Верхняя холщовая и суконная одежда была запахивающего вида – шабуры, понитки, зимой носили овчинные шубы. Обувь – лапти с косым носком, кожаные коты, бахилы. Украшения на одежду: узорное ткачество, пестрядь, орнаментированные пояса, чулки, рукавицы.

Пояса носятся у пермяков всеми: мужчинами, женщинами, детьми: у мужчин они пошире, ими подпоясывается кафтан или зипун, у женщин поуже; к ним привешивается и пришивается фартук, но узоры на тех других совершенно одинаковы. Пояс имел не только практическое значение. С давних пор ему приписывали функцию оберега. Он считался такой же необходимой деталью крещёного человека, как и крест.

Девушка за ткачеством пояса-покромки. Село Коса Чердынского уезда. 1911 г. Фото: Александр Теплоухов. Пермский краеведческий музей

В мужской одежде преобладают главным образом три цвета – синий, белый и чёрный, а в женской – синий, белый, отчасти красный и чёрный. Значительное число пермяков, преобладающее большинство их, носит одежду синего цвета.

Одежда и обувь большею частью приготовляются дома. Наибольшее распространение имели ткани домашнего изготовления – холст, пестрядь, сукно. Тонкие ткани получали из пряжи высших сортов, грубые – из низких сортов. Фабричные ткани были доступны только состоятельному населению, имевшему связь с рынком. Основным материалом для изготовления тканей был лён, выращенный в личном хозяйстве.

Станочная технология ткачества у коми-пермяков древняя, и в этой области они достигли большого совершенства. На станке ткали не только однотонные, но и узорные ткани со сложным орнаментом, полученным браным и закладным способом.

Общий рост культуры, влияние городской моды, отказ от выращивания льна в личном хозяйстве вытеснили традиционные комплексы одежды. Традиционный костюм вышел из употребления в 1940-50 годы.

Одежда мужчин Комплекс мужского нательного костюма: рубаха косоворотка, штаны полосатые широкого покроя, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки.

На голове Пермяка валеный из овечьей шерсти колпак полушарообразной формы. Колпак – весьма характерная часть одежды Пермяка, по нему одному Пермяк удобно может быть отличен в тысяче русских мужиков.

Крестьяне. Верх-Язьвинская волость Чердынского уезда, 1912 год. Фото: Александр Теплоухов.
Пермский краеведческий музей

В зимнее время вместо колпака употребляется Пермяками обыкновенная русская шапка – домашней работы или покупная. Зимняя одежда Пермяков характеризуется малой длиной и косым полым воротом.

С целью предохранить одежду от грязи, разрывов, скорого износа во всякое рабочее время Пермяк носит ещё сверх так называемый запон – нагрудник. Это своего рода рубашка, также с рукавами, с прорехой и завязками у ворота или круглой дырой для головы.

В простые дни рубашка и порты на Пермяке обыкновенно чёрные, грязные, в праздничные же дни – чистые, мытые, если только Пермяк не очень беден.

Пермяк выходит из дому всегда в опояске, даже когда не нём одна рубашка. Пермятская опояска очень замечательна. На опояску, к левому боку, Пермяк привязывает нехитрой работы деревянные ножны с небольшим ножом. Ножны с ножом на опояске и огниво на поясе – такие принадлежности костюма, без которых Пермяк не выходит из дому, даже в гости к соседу. Конечно, этот обычай остался у Пермяков от их древнего быта, когда они были по преимуществу звероловами. Обруселые Пермяки не всегда, а некоторые даже вовсе не носят ныне ножен с ножом.

Во всякую пору года обыкновенная рабочая обувь Пермяков – лапти, сплетённые из лыка, для прочности «проковыренные» берестой. Пермяк-крестьянин не знает сапожного дела. В избе или для занятий около дома, обоего пола взрослые Пермяки вместо лаптей, носят бродни, это по форме те же лапти, только сплетенные из одного береста на косые колодки.

Старик плетёт корзины. Село Белоево Соликамского уезда. 1908 год. Фото: Владимир Плотников. Российский Этнографический музей

В праздники или, отправляясь к начальству, зажиточный Пермяк обувается в выростковые сапоги или коты, купленные на базаре, редко сшитые Пермяком-солдатом в отпуске. Коты дешевле и доступнее, но сапоги, несмотря на дороговизну, предпочитаются Пермяками и заводятся охотнее.

Два коми-пермяка. Село Коса Чердынского уезда. 1908 г. Фото: Владимир Плотников. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Одежда женщин Сарафанный комплекс состоял из рубахи, сарафана, передника, пояса и головного убора. У северных (косинско-камских) коми-пермяков этот комплекс дополнялся головным убором в виде рогатого кокошника, у южных (иньвенских) – шамшурой.

Шамшура – это особой формы повойник или чепец. Замужняя пермячка не оставляет шамшуру ни на шаг от себя; она всегда с ней – и днём, и ночью, и на работе, и в постели. При выходе из дому в церковь, в гости, в поле, на работу Пермячки по шамшуре всегда повязывают голову холщевым платком. Характерная особенность состояла в том, что волосы не оставляли открытыми.

Группа женщин с детьми. Деревня Коча Чердынского уезда Пермской губернии. 1908 г. Фото: Владимир Плотников. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Обыкновенная одежда Пермячки – синий дубас (косоклинный сарафан). В простые дни на Пермячке дубас всегда старый, изношенный до дыр, заштопанный заплатами разной величины и нередко разных цветов. В праздники надевается дубас, если не новый, то малопоношенный.

Поверх дубаса Пермячки носят запон – передник. По всякому верхнему платью Пермячка стягивается пояском. Коты и башмаки – обувь праздничная, встречаемая не везде и не на всех Пермячках: их носят только дочери и жёны зажиточных сельских мужиков.

В 1920-е годы. сарафан считался старинной одеждой. В это время всё активнее входили в моду юбки и кофты. Головные уборы кокошники и шамшуры перестали носить в конце 1920-х годов, но у некоторых коми-пермяков они ещё оставались важным атрибутом свадебной церемонии. С выходом их из употребления женщины обзаводились косынками, платками с цветочными узорами, шерстяными и полушерстяными клетчатыми шалями. Отправляясь в дорогу, они завязывали шали узлом на спине.

Женщины играют на дудках полянах. Деревня Пелым, Кочёвский район, сентябрь 1947 год. Фото: Вера Белицер. Государственный архив Пермского края

Одежда детей Дети до двухлетнего возраста не носят рубашек, в колыбели они обвертываются и покрываются теми же тряпками, которые составляют вместе их постель и покрывало. Рубашка надевается на детей тогда только, когда матери приносят их в церковь. С двух лет у бедных и несколько ранее у зажиточных родителей детей начинают постоянно одевать в рубашки, в которых они часто ходят без пояса. Это продолжается до восьми и десятилетнего возраста.

Дети из колхоза «Совет». Деревня Федотово, Юсьвинский район, 1948 год. Фото: Вера Белицер. Научный архив Института энтологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

С восьми или десяти лет мальчики начинают носить порты, а девочки дубасы. До этого дети пользуются верхней одеждой и обувью отцовской и материнской, достигнув же восьми и десяти лет, имеют уже свои зипуны и лапти. Так до четырнадцати и шестнадцати лет. По достижении этих лет, мало-по-малу появляется прочая одежда и обувь, носимая взрослыми Пермяками.

Пища и питьё Умея брать для пищи вкусные продукты, пермяк умеет их, вдобавок к этому, ещё и вкусно приготовить.

На первом месте здесь следует отметить чисто пермяцкое: кушанье «пельняни» и питьё – брагу. Как нелегко пермяку обойтись без пельняней, так же точно трудно ему обойтись и без браги. Первые составляют роскошь, а вторая уже заменяет собою насущный хлеб. Существование пермяка немыслимо также без чериняня и кумышки.

Фото: архив ПН

Кухонные и столовые принадлежности у Пермяков сходны с таковыми же у Русских. Однако то, что пермяк ест повседневно, русские едят лишь в большие праздники.

Пища Скромная пища у Пермяков, хотя и не у всех, довольно разнообразна.

Главная пища Пермяка есть хлеб, приготовляемый в разных видах. На первом плане шыд. Шыд обыкновенно переводят русским словом щи; на самом деле это горячая болтушка или мучной суп. Элементы его – вода, толстая ячменная крупа и свиное сало с мясом. Щи с мясом всегда очень сальны и черны. Весной и летом щи бывают не у многих, от того что многие в это время года уже не имеют ячменя.

Туся Шыд – ячменный суп. Фото: Константин Седегов, “ПН”

Баранина и козлятина чаще употребляются как жаркое, а свинина – как холодное – с уксусом. Они приготовляются редко для себя, большей частью для угощения гостей, помочан (помощников) и наемных работников.

У Пермяка мало-мальски исправного почти всегда есть в запасе «птица» либо домашняя, либо лесная. Пермяк редко продает птиц, преимущественно есть её сам по праздникам и почует ею званых и незваных гостей. Последних, впрочем, только тогда, когда они люди нужные или имеют на него влияние.

Летом весьма употребительная пища есть коровье молоко. Кушанья, в состав которых идет молоко, Пермяки приготовляют только летом, потому что зимой коровы их не доят. У зажиточных Пермяков из оставшегося без употребления молока получаются сметана и творог, а из сметаны обыкновенное русское масло. Бедняки, отягощённые большим количеством малолетних детей и не всегда имеющие дойных коров, держат вместо их коз, молоко которых дают в пищу детям.

У Пермяков в большом употреблении яйца домашних кур. Отправляется ли Пермяк в дорогу или на дальнюю работу, в поле, в лес, он берет с собой хлеб, соль, лук и яйца. Нужно ли Пермяку сытнее, лакомее опочивать гостей, помочан, он сверх других кушаний, угощает их яйцами.

Зажиточные вседневно, а небогатые только в праздниках и для угощения помочан готовят кашу.

Народное же кушание Пермяков есть пельняни. Пельняни всегда уважаются Пермяками и готовятся только в важных случаях.

Фото: Яна Яновская

Постная кухня Весной самое обыкновенное постное блюдо – пиканы. Это трава, растущая на покосах. Её собирают для употребления, когда она ещё очень молода. Задача – столько набрать пиканов за раз, чтобы собранного количества было достаточно на неделю. Пиканы поступают в пищу варёные в воде. Они мало питательны, имеют травянистый вкус и неприятный запах.

Весной также мальчики и девочки собирают пистики (цветущий полевой хвощ), которые употребляют в сыром виде, в пирогах и селянках, яичнице и отварёнными в круто-посоленной воде.

Фото: Яна Яновская

С июля до осени все Пермяки в большом количестве едят грибы. Из грибов высушенных в вольном жару в печи приготовляют икру.

Фото: Яна Яновская

Пермяки любят лук. Лук едят сырой, с хлебом, редко употребляют как приправу, в пироги, в уху, в щи. У многих бедных кусок хлеба с луковицей – единственная пища в постные дни.

Многие из порядочных и все зажиточные Пермяки имеют и едят обыкновенную полевую репу. Некоторые обруселые и очень не многие коренные Пермяки начинают разводить редьку. Многие сеют и потом в виде рассады садят на гряды капусту, но очень мало. Пермяки охотно едят вареный картофель, но разводят его также в весьма малом количестве.

В большом употреблении овсяный кисель. Зажиточные Пермяки нередко разнообразят свой постный стол сваренным в воде горохом. Зажиточные Пермяки, пчеловоды и непчеловоды, в праздники почивают своих гостей мёдом. Его подают на стол как десерт и едят с хлебом.

В Рождественский и Крещенский сочельники, приготовляют особое блюдо, только этим двум дням свойственное. Оно состоит из гороха и толстой ячменной крупы, сваренных вместе. По праздникам, а иногда и в простые дни, зажиточные Пермяки число кушаний увеличивают ухой.

Но самое любимое постное пермятское кушанье есть черинянь (по-русски – рыбный пирог). Он особенно вкусно пермяками готовится. Рыбный пирог приготовляется решительно из всех видов рыбы, но чтобы пирог был надлежаще вкусен, пермяки не счищают с рыбы чешую. Пирог режется не кусками, а с него снимается верхняя корка и рыба достается из полученного отверстия. Рыбные пироги играют важную роль на свадьбах и в Семик.

Фото: Яна Яновская

Питьё Обыкновенное питьё Пермяков составляет брага. Брага – род кваса или пива, к которому все пермяки и мужчины, и женщины имеют большое пристрастие. Брага приготовляется из овсяной и ржаной муки, с примесью солода и хмеля, и представляет из себя пенящуюся белую мутную, более или менее густую, жидкость кислого вкуса.

Неимение браги – великое несчастие для Пермяка. Пьётся она решительно во всякое время года, дня и ночи и решительно всеми и старыми, и малыми и грудными детьми. И холодную и теплую брагу пьют в большом количестве, особенно в местные праздники, более полуведра на человека в день.

Брага чрезвычайно питательна: напившись густой браги, Пермяк ест очень мало хлеба. Куда лучше чаю, говорят о ней пермяки, сытно, крепит и утоляет жажду.

По способу приготовления брага может заключать ещё некоторое количество спиртных веществ.

К праздникам, помочам, свадьбам, поминкам и другим более или менее торжественным дням некоторые зажиточные Пермяки варят пиво (сур) из ржаного солода.

Мало-мальски исправный Пермяк готовил так называемую своеволку (она же кумышка, шандара или курыть-ва (горькая водка)). Это та же водка, но только неочищенная. Своеволка отличалась дурным, пригорелым запахом. Пермяки исчислили математически, что выгоднее попадаться и варить кумышку, чем, не попадаясь, покупать вино в лавках. Относительно своеволки у Пермяков соблюдалась строжайшая тайна. Многие имели собственную посуду и инструменты.

Смотр художественной самодеятельности. Коллектив Верх-Иньвенского Дома культуры исполняет кадриль. апрель 1947 года. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка

Список использованной (от наиболее к наименее) литературы:

  1. Материалы для описания быта пермяков / Рогов Н. А. 1860
  2. Материалы для описания быта пермяков ч.1/ Рогов Н. А. 1858
  3. Пермяки. Этнографический очерк / Янович В. М.; оттиск из журнала «Живая старина», СПб., 1903
  4. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков / Чагин Г.Н.; Кудымкар, 2013
  5. Антропологический очерк племени Пермяков / Н.Малиев; Казань, 1887
  6. Корни бытия: этнографические заметки о коми-пермяках / В.В. Климов; Кудымкар, 2007
  7. Коми-Пермяки / Чагин Г.Н.; Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Вып.1.; Пермь, 1994
  8. По Иньве и Косе (у пермяков). Этнографический очерк / Жаков К. Ф.; Живая старина. 1903. Вып.4
  9. Пермяки. Историко-этнографический очерк / Смирнов И.Н.; Казань, 1891