В конце 19-го – начале 20 века коми-пермяков называли «пермяне», а с 1920 года установилось привычное всем название – коми-пермяки. Этот материал составлен на основе исследователей коми-пермяков. Список используемой литературы – в конце статьи.
Физический и нравственный характер народа Хозяйственная жизнь является важнейшим условием существования народа. Большую часть времени своей жизни коми-пермяки проводят в труде, они с малолетства поняли: жить – значит трудиться.
В сознании крестьянина, в его помыслах, главным является стремление к тому, чтобы устроить быт семьи, что настраивает и заставляет его заботиться о выращивании хлеба, овощей, о запасах кормов для скота и постоянно следить за плодородностью пашни, огорода, сенокосными угодьями.
Мужик одевался некрасиво, красноречием не обладал, но мыслил трезво, не торопясь с решениями. И в своих поступках старался не глупить. Работает и думает, как обеспечить всем необходимым семью, держать в порядке хозяйство, получить больше хлеба. Трудясь, смекает о предстоящей жизни, которая ширится и осложняется жизнью подрастающих сыновей и дочерей, появлением снох и зятьев, новых домов, деревень.
Внешность Пермяки преимущественно малого роста, сухощавы, но крепки, широкоплечи, коренасты, имеют короткую, тонкую шею, стан несколько наклоненный вперёд, грудь плоскую, ноги короче верхней части тела, руки толстые с широкою кистью. Есть между ними и рослые, здоровые субъекты, но правда, что таких немного. Большинство худощавы, полных, тучных, я не видал. Женщины красивее, чем мужчины.
Голова чаще малая, чем большая, угловатая, лоб низкий, крутой, нередко вдавленный у переносья; нос чаще короткий, слегка вздёрнутый, реже длинный, прямой; рот широкий, больше открытый; уши большие, несколько оттопыренные. Лицо чаще представляется угловатым, как бы четвероугольным, плоским. Выражение томное и неподвижное.
Глаза умеренной величины, но чаще прищуренные, косвенно расположенные (наружный угол выше внутреннего), лежат глубоко, зелёно-серые, карие, тёмно-карие, тёмно-серые, редко серые и ещё реже голубые и чёрные. Здоровые глаза в обыкновенном состоянии у взрослого Пермяка тусклы, вялы и безжизненны, выражения в них нет никакого, но при ссоре с соседом и в других подобных случаях блестят, сверкают, полны огня; у молодых Пермячек глаза отличаются живым, светлым взглядом.
Волосы русые, светло и тёмнорусые, рыжеватые, редко чёрные и белые, почти густые, всегда жёсткие, иногда курчавые, почти не седеют. Бросаются в глаза роскошные волосы у женщин.
Женщины зачёсывают волосы со лба за уши, прямо, без напуска, заплетая сзади, замужняя в две, девушки в одну косу. Волосы на голове мужчины обрезывают крýгом.
Разнообразия в типах у них гораздо меньше чем у русских. Легко отличить два различных типа:
Один тип главный: светло-русые или рыжеватые волосы, широкое лицо, красноватая или желтоватая кожа, серые глаза, вздёрнутый, широкий нос, толстые губы, круглый подбородок.
Другой тип: волосы тёмно-русые, почти чёрные, лицо продолговатое, кожа смуглая, глаза карие и тёмно-карие, нос прямой, узкий, губы тонкие, подбородок острый.
Чаще всего повторяющийся тип пермяка имеет широкие скулы (шире, чем у русских), рыжую бороду, карие или серые глаза, лицо короткое.
Пермяк вообще неуклюж, неповоротлив, ходит вяло, небольшим, мерным шагом, покачиваясь направо и налево.
Здоровье Природа наделила Пермяков хорошим здоровьем, создала способными к перенесению непогод сурового климата и тяжёлых физических трудов. Будучи неизнеженными воспитанием, употребляя простую, грубую пищу, они не знают многих болезней народов образованных. Самая частая болезнь среди пермяков есть чесотка и накожные болезни.
Любопытный факт, что значительная часть пермяцкого населения к 21-летнему возрасту далеко не достигает возмужалости и полной физической зрелости.
Так в 1883 г. при освидетельствовании здоровья лиц, призванных к воинской повинности, были признаны негодными:
- По малому росту (требуется рост не менее 1530 мм) – 41 чел. 17,9%
- По недостаточной возмужалости и слабому физическому развитию – 24 чел. 10,4%
Пермяки одарены такою же физическою силою, как русские; но, по врождённой лености и нерасторопности делают меньше их, как на общественных, так и на домашних работах.
Чистоплотность Живя в дымных, закоптелых, грязных избах, редко меняя и чистя бельё, Пермяки и их домочадцы, большею частью, очень нечистоплотны: с головы до ног запачканы, грязны. Вопиющая грязь никем не осуждается.
Повсеместно не моется посуда не только между кушаньями, но и по несколько дней. Умывается пермяк больше чем редко.
Пермяки нечистоплотны, а между тем очень любят попариться. Оба пола парятся при весьма высокой температуре. В баню ходят сначала мужчины, потом женщины с детьми. Мыло в бане не употребляется и идет исключительно при стирке белья.
Белье носится обоими полами по долгу, а иной раз и до тех пор, пока держится на плечах, и носится так отнюдь не по бедности; моется же во всяком случай крайне редко и в чуть тёплой воде.
Характер Характер пермяка странный. Пермяк очень упрям, любит стоять на своём, послушание также не его добродетель.
Они легко приходят в ярость, долго помнят старую обиду, до крайности скрытны и мстительны. Недоверие, пессимизм — вот что характеризует пермяка. Вид его унылый, черты лица выражают мрачность и неподвижность.
Не в натуре Пермяков говорить много, особенно при посторонних, хотя дома Пермяк смел, дерзок, даже в присутствии своих начальников.
Понятие о патриотизме у пермяков совершенно отсутствует, но за своё старое, насиженное местечко постоять сумеет.
Умственные способности Изобретательность, стремление к лучшему, мало свойственны Пермятскому уму. Но изредка и между Пермяками встречаются люди, которые, при незначительной грамотности, имеют столько ума, что занимают почётные в местном управлении должности приказчиков, писцов, а другие, неграмотные, также за свой ум стоят на видных местах в обществе, известны как способные к отправлению должностей бурмистров, старост, как рассудительные хозяева, оборотливые торговцы, как хорошие ремесленники и т. п.
Число грамотных пермяков с каждым годом и довольно быстро возрастает.
Одежда и обувь Костюм Пермяка несложен. Одежда и обувь Пермяков, мужчин и женщин, имеет большое сходство с одеждой и обувью окрестных Русских, но имеет и свои некоторые особенности.
У коми-пермяков бытовал традиционный женский костюм, определяемый этнографами как комплекс с сарафаном, а мужской – как комплекс из штанов со вставкой и рубахи-косоворотки.
Верхняя холщовая и суконная одежда была запахивающего вида – шабуры, понитки, зимой носили овчинные шубы. Обувь – лапти с косым носком, кожаные коты, бахилы. Украшения на одежду: узорное ткачество, пестрядь, орнаментированные пояса, чулки, рукавицы.
Пояса носятся у пермяков всеми: мужчинами, женщинами, детьми: у мужчин они пошире, ими подпоясывается кафтан или зипун, у женщин поуже; к ним привешивается и пришивается фартук, но узоры на тех других совершенно одинаковы. Пояс имел не только практическое значение. С давних пор ему приписывали функцию оберега. Он считался такой же необходимой деталью крещёного человека, как и крест.
В мужской одежде преобладают главным образом три цвета – синий, белый и чёрный, а в женской – синий, белый, отчасти красный и чёрный. Значительное число пермяков, преобладающее большинство их, носит одежду синего цвета.
Одежда и обувь большею частью приготовляются дома. Наибольшее распространение имели ткани домашнего изготовления – холст, пестрядь, сукно. Тонкие ткани получали из пряжи высших сортов, грубые – из низких сортов. Фабричные ткани были доступны только состоятельному населению, имевшему связь с рынком. Основным материалом для изготовления тканей был лён, выращенный в личном хозяйстве.
Станочная технология ткачества у коми-пермяков древняя, и в этой области они достигли большого совершенства. На станке ткали не только однотонные, но и узорные ткани со сложным орнаментом, полученным браным и закладным способом.
Общий рост культуры, влияние городской моды, отказ от выращивания льна в личном хозяйстве вытеснили традиционные комплексы одежды. Традиционный костюм вышел из употребления в 1940-50 годы.
Одежда мужчин Комплекс мужского нательного костюма: рубаха косоворотка, штаны полосатые широкого покроя, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки.
На голове Пермяка валеный из овечьей шерсти колпак полушарообразной формы. Колпак – весьма характерная часть одежды Пермяка, по нему одному Пермяк удобно может быть отличен в тысяче русских мужиков.
В зимнее время вместо колпака употребляется Пермяками обыкновенная русская шапка – домашней работы или покупная. Зимняя одежда Пермяков характеризуется малой длиной и косым полым воротом.
С целью предохранить одежду от грязи, разрывов, скорого износа во всякое рабочее время Пермяк носит ещё сверх так называемый запон – нагрудник. Это своего рода рубашка, также с рукавами, с прорехой и завязками у ворота или круглой дырой для головы.
В простые дни рубашка и порты на Пермяке обыкновенно чёрные, грязные, в праздничные же дни – чистые, мытые, если только Пермяк не очень беден.
Пермяк выходит из дому всегда в опояске, даже когда не нём одна рубашка. Пермятская опояска очень замечательна. На опояску, к левому боку, Пермяк привязывает нехитрой работы деревянные ножны с небольшим ножом. Ножны с ножом на опояске и огниво на поясе – такие принадлежности костюма, без которых Пермяк не выходит из дому, даже в гости к соседу. Конечно, этот обычай остался у Пермяков от их древнего быта, когда они были по преимуществу звероловами. Обруселые Пермяки не всегда, а некоторые даже вовсе не носят ныне ножен с ножом.
Во всякую пору года обыкновенная рабочая обувь Пермяков – лапти, сплетённые из лыка, для прочности «проковыренные» берестой. Пермяк-крестьянин не знает сапожного дела. В избе или для занятий около дома, обоего пола взрослые Пермяки вместо лаптей, носят бродни, это по форме те же лапти, только сплетенные из одного береста на косые колодки.
В праздники или, отправляясь к начальству, зажиточный Пермяк обувается в выростковые сапоги или коты, купленные на базаре, редко сшитые Пермяком-солдатом в отпуске. Коты дешевле и доступнее, но сапоги, несмотря на дороговизну, предпочитаются Пермяками и заводятся охотнее.
Одежда женщин Сарафанный комплекс состоял из рубахи, сарафана, передника, пояса и головного убора. У северных (косинско-камских) коми-пермяков этот комплекс дополнялся головным убором в виде рогатого кокошника, у южных (иньвенских) – шамшурой.
Шамшура – это особой формы повойник или чепец. Замужняя пермячка не оставляет шамшуру ни на шаг от себя; она всегда с ней – и днём, и ночью, и на работе, и в постели. При выходе из дому в церковь, в гости, в поле, на работу Пермячки по шамшуре всегда повязывают голову холщевым платком. Характерная особенность состояла в том, что волосы не оставляли открытыми.
Обыкновенная одежда Пермячки – синий дубас (косоклинный сарафан). В простые дни на Пермячке дубас всегда старый, изношенный до дыр, заштопанный заплатами разной величины и нередко разных цветов. В праздники надевается дубас, если не новый, то малопоношенный.
Поверх дубаса Пермячки носят запон – передник. По всякому верхнему платью Пермячка стягивается пояском. Коты и башмаки – обувь праздничная, встречаемая не везде и не на всех Пермячках: их носят только дочери и жёны зажиточных сельских мужиков.
В 1920-е годы. сарафан считался старинной одеждой. В это время всё активнее входили в моду юбки и кофты. Головные уборы кокошники и шамшуры перестали носить в конце 1920-х годов, но у некоторых коми-пермяков они ещё оставались важным атрибутом свадебной церемонии. С выходом их из употребления женщины обзаводились косынками, платками с цветочными узорами, шерстяными и полушерстяными клетчатыми шалями. Отправляясь в дорогу, они завязывали шали узлом на спине.
Одежда детей Дети до двухлетнего возраста не носят рубашек, в колыбели они обвертываются и покрываются теми же тряпками, которые составляют вместе их постель и покрывало. Рубашка надевается на детей тогда только, когда матери приносят их в церковь. С двух лет у бедных и несколько ранее у зажиточных родителей детей начинают постоянно одевать в рубашки, в которых они часто ходят без пояса. Это продолжается до восьми и десятилетнего возраста.
С восьми или десяти лет мальчики начинают носить порты, а девочки дубасы. До этого дети пользуются верхней одеждой и обувью отцовской и материнской, достигнув же восьми и десяти лет, имеют уже свои зипуны и лапти. Так до четырнадцати и шестнадцати лет. По достижении этих лет, мало-по-малу появляется прочая одежда и обувь, носимая взрослыми Пермяками.
Пища и питьё Умея брать для пищи вкусные продукты, пермяк умеет их, вдобавок к этому, ещё и вкусно приготовить.
На первом месте здесь следует отметить чисто пермяцкое: кушанье «пельняни» и питьё – брагу. Как нелегко пермяку обойтись без пельняней, так же точно трудно ему обойтись и без браги. Первые составляют роскошь, а вторая уже заменяет собою насущный хлеб. Существование пермяка немыслимо также без чериняня и кумышки.
Кухонные и столовые принадлежности у Пермяков сходны с таковыми же у Русских. Однако то, что пермяк ест повседневно, русские едят лишь в большие праздники.
Пища Скромная пища у Пермяков, хотя и не у всех, довольно разнообразна.
Главная пища Пермяка есть хлеб, приготовляемый в разных видах. На первом плане шыд. Шыд обыкновенно переводят русским словом щи; на самом деле это горячая болтушка или мучной суп. Элементы его – вода, толстая ячменная крупа и свиное сало с мясом. Щи с мясом всегда очень сальны и черны. Весной и летом щи бывают не у многих, от того что многие в это время года уже не имеют ячменя.
Баранина и козлятина чаще употребляются как жаркое, а свинина – как холодное – с уксусом. Они приготовляются редко для себя, большей частью для угощения гостей, помочан (помощников) и наемных работников.
У Пермяка мало-мальски исправного почти всегда есть в запасе «птица» либо домашняя, либо лесная. Пермяк редко продает птиц, преимущественно есть её сам по праздникам и почует ею званых и незваных гостей. Последних, впрочем, только тогда, когда они люди нужные или имеют на него влияние.
Летом весьма употребительная пища есть коровье молоко. Кушанья, в состав которых идет молоко, Пермяки приготовляют только летом, потому что зимой коровы их не доят. У зажиточных Пермяков из оставшегося без употребления молока получаются сметана и творог, а из сметаны обыкновенное русское масло. Бедняки, отягощённые большим количеством малолетних детей и не всегда имеющие дойных коров, держат вместо их коз, молоко которых дают в пищу детям.
У Пермяков в большом употреблении яйца домашних кур. Отправляется ли Пермяк в дорогу или на дальнюю работу, в поле, в лес, он берет с собой хлеб, соль, лук и яйца. Нужно ли Пермяку сытнее, лакомее опочивать гостей, помочан, он сверх других кушаний, угощает их яйцами.
Зажиточные вседневно, а небогатые только в праздниках и для угощения помочан готовят кашу.
Народное же кушание Пермяков есть пельняни. Пельняни всегда уважаются Пермяками и готовятся только в важных случаях.
Постная кухня Весной самое обыкновенное постное блюдо – пиканы. Это трава, растущая на покосах. Её собирают для употребления, когда она ещё очень молода. Задача – столько набрать пиканов за раз, чтобы собранного количества было достаточно на неделю. Пиканы поступают в пищу варёные в воде. Они мало питательны, имеют травянистый вкус и неприятный запах.
Весной также мальчики и девочки собирают пистики (цветущий полевой хвощ), которые употребляют в сыром виде, в пирогах и селянках, яичнице и отварёнными в круто-посоленной воде.
С июля до осени все Пермяки в большом количестве едят грибы. Из грибов высушенных в вольном жару в печи приготовляют икру.
Пермяки любят лук. Лук едят сырой, с хлебом, редко употребляют как приправу, в пироги, в уху, в щи. У многих бедных кусок хлеба с луковицей – единственная пища в постные дни.
Многие из порядочных и все зажиточные Пермяки имеют и едят обыкновенную полевую репу. Некоторые обруселые и очень не многие коренные Пермяки начинают разводить редьку. Многие сеют и потом в виде рассады садят на гряды капусту, но очень мало. Пермяки охотно едят вареный картофель, но разводят его также в весьма малом количестве.
В большом употреблении овсяный кисель. Зажиточные Пермяки нередко разнообразят свой постный стол сваренным в воде горохом. Зажиточные Пермяки, пчеловоды и непчеловоды, в праздники почивают своих гостей мёдом. Его подают на стол как десерт и едят с хлебом.
В Рождественский и Крещенский сочельники, приготовляют особое блюдо, только этим двум дням свойственное. Оно состоит из гороха и толстой ячменной крупы, сваренных вместе. По праздникам, а иногда и в простые дни, зажиточные Пермяки число кушаний увеличивают ухой.
Но самое любимое постное пермятское кушанье есть черинянь (по-русски – рыбный пирог). Он особенно вкусно пермяками готовится. Рыбный пирог приготовляется решительно из всех видов рыбы, но чтобы пирог был надлежаще вкусен, пермяки не счищают с рыбы чешую. Пирог режется не кусками, а с него снимается верхняя корка и рыба достается из полученного отверстия. Рыбные пироги играют важную роль на свадьбах и в Семик.
Питьё Обыкновенное питьё Пермяков составляет брага. Брага – род кваса или пива, к которому все пермяки и мужчины, и женщины имеют большое пристрастие. Брага приготовляется из овсяной и ржаной муки, с примесью солода и хмеля, и представляет из себя пенящуюся белую мутную, более или менее густую, жидкость кислого вкуса.
Неимение браги – великое несчастие для Пермяка. Пьётся она решительно во всякое время года, дня и ночи и решительно всеми и старыми, и малыми и грудными детьми. И холодную и теплую брагу пьют в большом количестве, особенно в местные праздники, более полуведра на человека в день.
Брага чрезвычайно питательна: напившись густой браги, Пермяк ест очень мало хлеба. Куда лучше чаю, говорят о ней пермяки, сытно, крепит и утоляет жажду.
По способу приготовления брага может заключать ещё некоторое количество спиртных веществ.
К праздникам, помочам, свадьбам, поминкам и другим более или менее торжественным дням некоторые зажиточные Пермяки варят пиво (сур) из ржаного солода.
Мало-мальски исправный Пермяк готовил так называемую своеволку (она же кумышка, шандара или курыть-ва (горькая водка)). Это та же водка, но только неочищенная. Своеволка отличалась дурным, пригорелым запахом. Пермяки исчислили математически, что выгоднее попадаться и варить кумышку, чем, не попадаясь, покупать вино в лавках. Относительно своеволки у Пермяков соблюдалась строжайшая тайна. Многие имели собственную посуду и инструменты.
Список использованной (от наиболее к наименее) литературы:
- Материалы для описания быта пермяков / Рогов Н. А. 1860
- Материалы для описания быта пермяков ч.1/ Рогов Н. А. 1858
- Пермяки. Этнографический очерк / Янович В. М.; оттиск из журнала «Живая старина», СПб., 1903
- Очерки по истории и этнографии коми-пермяков / Чагин Г.Н.; Кудымкар, 2013
- Антропологический очерк племени Пермяков / Н.Малиев; Казань, 1887
- Корни бытия: этнографические заметки о коми-пермяках / В.В. Климов; Кудымкар, 2007
- Коми-Пермяки / Чагин Г.Н.; Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Вып.1.; Пермь, 1994
- По Иньве и Косе (у пермяков). Этнографический очерк / Жаков К. Ф.; Живая старина. 1903. Вып.4
- Пермяки. Историко-этнографический очерк / Смирнов И.Н.; Казань, 1891