Зимы раньше были намного суровее, чем в наши дни. Это закономерно отражалось на том, как одевался человек, какое жилище себе строил. Его хозяйственная деятельность также вносила свои коррективы: нужно было в стужу ходить во двор, в поле, в лес, на реку. Обслуживание домашнего хозяйства, заготовка дров, стройматериала, охота, сбор чего-нибудь в зимних условиях ‒ всё это с течением времени сформировало зимний комплект одежды и аксессуаров. Каждый народ нашей многонациональной страны может похвастаться своим уникальным подобным комплектом. Есть он и у коми-пермяков.

Для начала нужно оговориться, что зимняя верхняя одежда и мужчин, и женщин была большей частью одинаковой. Изготовляли её в домашних условиях или доставали на базаре. Материал был также или домашним или фабричным.

Приведённые данные описывают одежду коми-пермяков периода XVIII ‒ начала XX веков.

Полушубок Как пишет Николай Рогов в своих этнографических работах, обыкновенная зимняя одежда пермяка ‒ овчинный косоворотый, редко глуховоротый полушубок, застёгиваемый на 3-4 медные или оловянные шарообразные пуговицы. Сзади приталенный, чаще без отреза и складок. Длину полушубок имел ниже колена, пальца на 2-4. Бывали полушубки и длиннее. В таких случаях они могли заменить полноценную шубу. Короткие полушубки иногда покрывали синим холстом.

Полушубок носили постоянно в обычные дни, на работе. В праздничные дни или в дороге поверх полушубка надевали шабур (плотный халат, подвид кафтана), зипун или бешмет. По полушубку всегда опоясывались.

Шуба Шубы у пермяков встречались редко. Если имелось такое добро в хозяйстве, то это была полноценная хорошо оберегаемая, роскошная вещь из овчины самого большого доступного размера. Покроем шуба схожа с тулупом, но отличалась тем, что была всегда без воротника и ничем сверху не покрывалась. Её не опоясывали, почти никогда сверху не надевали зипун или бешмет, как это бывало с полушубком. В шубе пермяк обычно щеголял на больших праздниках и свадьбах. Старую изношенную шубу не выкидывали, а перешивали в полушубок.

Бешмет Обрусевшие пермяки зимой (и летом тоже) в праздники и особые дни могли носить бешмет. Бешмет похож на халат. Шился из чёрного или синего фабричного дешёвого сукна на холщёвой подкладке. Зимой он надевался, как уже было сказано ранее, поверх полушубка, реже шубы. Бешмет всегда опоясывали.

Зипун Бешмет среди коми-пермяков считался также роскошью, доступной не всем. Поэтому обычные мужики со средним и маленьким достатком заменяли его зипуном. Это тоже своего рода халат. Он всегда изготовлялся из самодельного коми-пермяцкого сукна тоже чёрного или синего цвета, на холщовой в верхней части и в рукавах подкладке, с обшлагами из чёрной выростковой кожи на рукавах. Зипун синего цвета могли также называть среди пермяков кафтаном. Его почитали больше, чем чёрный зипун. Зимой его тоже надевали поверх полушубка.

Подол зипуна был обычно сильно короче полушубка и тем более шубы, поэтому коми-пермяк одетый в полный комплект «полушубок/шуба + зипун» выглядел весьма нелепо и комично. Вообще, надо сказать, зимняя повседневная одежда пермяков была на удивление не очень практична: характеризовалась малой длиной и косым, полым воротом, достаточно плохо прикрывающим и грудь, и шею.

Тяжелко Сильно поношенный зипун превращался со временем в тяжелко. Он обшивался сверху по пояс или ниже (его как бы «отяжеляли») белым или синим холстом. Такую одежду носили обычно в рабочее время. Бедняки могли носить тяжелко постоянно и круглый год. Этим визуально они сразу отличались в толпе он крестьян зажиточных.

Запон С целью предохранения одежды от грязи и механических воздействий в рабочее время коми-пермяки поверх зипуна, полушубка надевал так называемый запон. Это специальный нагрудник, своего рода рубашка, с рукавами, с прорехой и завязками у ворота или с круглой дырой для головы. Отличался от настоящей рубашки тем, что все его части шились значительно более широкими и объёмными. Спереди запон был до колена, сзади ‒ до пояса. Запон шился из толстого конопляного белого холста.

Пермяки Василий Свитев и жена его Марфа из деревни Киев Чураковской волости. Раньше Свитевы жили в д. Паньшиной Косинской волости, которая затем была разделена на Косинскую и Чураковскую. 12 октября 1911 г. Фото: Александр Теплоухов. Чердынский краеведческий музей

Штаны Зимой, чтобы не застудить нижнюю часть тела, мужик коми-пермяк надевал специальные плотные штаны из чёрного домашнего сукна. Женщины же попросту надевали побольше одежды (рубаха+дубас+запон и др.). Многослойность такого набора хорошо спасала от холода.

Чулки и скуты Прежде чем обуться, коми-пермяк надевал чулки (черöс), сшитые из домашнего чёрного или синего сукна. Поверх чулок в сильные морозы или в дорогу от пальцев до колен наматывали скуты ‒ суконные полосы длиною от 1 до 2 аршин (примерно 0,7‒1,4 м) и шириной в три четверти. Сукно на скуты использовали обычно домашнего производства или покупное (вятское), белого цвета.

Лапти и бродни Вместо обычных лаптей (нинкöм) надевали их зимний вариант. Зимние лапти делались с холщёвыми или суконными опушнями и с продетыми в них красными суконными поясками. Этими поясками лапоть привязывался к ноге. Плюс зимний вариант при прочих равных мог быть на несколько размеров больше летнего. Это делалось для того, чтобы можно было намотать скуты на ногу слоем потолще.
В избе и во дворе вместо лаптей носили бродни. По форме они были сходны с лаптями, но плелись из одного береста на косые колодки.

Сапоги В праздники и по важным случаям коми-пермяки обувались в сапоги. Правда, по большей части это могли себе позволить зажиточные крестьяне. Сапоги покупались на базаре или шились дома. Как пишет Рогов, пермяки-крестьяне не знали сапожного дела, но это умели делать те мужики, кто бывал в солдатах. Домашние сапоги шились всегда широкими, просторными, с каблуками, подбитыми гвоздями, или железными бляхами (мини-подковами). Пермяк, особенно молодой, на праздниках, на свадебных гуляниях, на святочных играх очень любит, если каблуки его сильно стучат. Точно тем же отличались девушки.

Коты Более доступными были коты ‒ обувь из грубой кожи в виде глубоких туфель с круглыми носками, высоким жёстким задником и такими же бортами. Подошва их могла быть как высокой, так и низкой ‒ в зависимости от того, кто их делал, и для какого сезона они предназначались. Сверху, по краю, коты обшивались сукном. Зимний вариант хорошо утепляли мехом.

Пимы (валенки) Пимы были обувью не каждодневной. Их носили в дороге и на дальних домашних работах. Форма их была точно такой же, как и в наши дни. Их делали пермяки-ремесленники из белой или чёрной овечьей шерсти.

Русская шапка На голове зимой в XVIII ‒ XIX вв. коми-пермяки носили русские шапки домашнего производства или покупные. У покупной верх был сделан из чёрного плиса, окол ‒ из чёрной или белой мерлушки, внутренняя часть ‒ из овчины или телячьей шкуры. У домашней шапки верх был сделан из суконных лоскутьев или из синего холста, окол ‒ из чёрной, внутренняя часть ‒ из белой овчины. Покупные шапки были более качественными и визуально выглядели презентабельнее, поэтому их берегли и больше надевали по праздникам. Например, на Пасху.

Малахай В дальних поездках могла использоваться другая шапка ‒ малахай (пеляшапка, аналог «ушанки»). У неё были большие шубные наушники, которые в мороз опускались на уши.

Платок и ширинка В шапке/малахае у мужиков нередко находился платок или ширинка. Платок (чишьян), ширинка ‒ украшенные узором холстины. Платок имел примерные размеры 1 на 2/4 аршина, ширинка ‒ 1,3 на 2/4 аршина. В зимнюю пору в шапке пермяк мог носить также бумажный платок. В сильный холод им подвязывалась шея.

Женщины вместо шапок носили платки. При выходе из дома в церковь, в гости, в поле, на работу, пермячки замужние всегда повязывали голову холщовым платком домашнего производства или платком бумажным (покупным). Домашний платок ‒ белая волоконная холстина квадратной формы, с размером стороны от 1 до 1,5 аршин. Бумажный платок был всегда красным, стоил недорого. В глухих деревнях такие платки были редки.

Дома в зимнее время, когда выходили на улицу по хозяйственной нужде, женщины вместо платка повязывали голову обносками старого дубаса или другим тряпьём.

Коми-пермяки. Групповой снимок. Чердынский уезд. 1910-1914 гг. Фото А. Ф. Теплоухова. Оригинал снимка хранится в Пермском краеведческом музее // Черных А. В. Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX ‒ начала XX в. Этнографический альбом. СПб.: Изд-во «Маматов», 2021 / КПОГА. СИФ.1552/к. С.188

Шаль Девицы-невесты и жёны зажиточных крестьян носили на шее или поверх обычного платка шерстяную шаль красного или жёлтого цвета.

Полотенце Женщины преклонного возраста вместо платка или шали на голове носили полотенца с узорчатыми концами, завязывая их так же, как платки.

Рукавицы и шубницы Кисти рук от холода спасали рукавицы и шубницы. Их покупали или шили дома. Первые делались из лошадиной шкуры или овчины. Покупные шубницы изготавливались в позапрошлом веке из польских баранов, домашние ‒ из местной овчины. В обоих случаях шерстью внутрь. Домашние шубницы сверху покрывали синим холстом или чёрным сукном, а снизу, где ладонь, ‒ кожей. Рукавицы носили в обычные и праздничные дни, в том числе летом. Шубницы носили только зимой, но Рогов подмечает, что некоторые коми-пермячки, чтобы «щегольнуть» и «помодничать» могли надеть шубницы даже летом.

Исподни (испотки) и перчатки В праздники женщины-пермячки могли носить на руках также исподни (испотки) и перчатки домашнего изготовления. Они вязались из белой и чёрной овечьей шерсти.

Источники и литература:

1) Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. ‒ Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008 / КПОГА. СИФ. 749. С. 97‒109;
2) Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. ‒ Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013 / КПОГА. СИФ.1146/к. С. 33‒39.