Фото: Василий Голев

Природный барометр – это ветки хвойных деревьев. Они реагируют на атмосферное давление и предсказывают дождь. Житель Косы Василий Голев прислал нам в редакцию рассказ о том, как это работает и что можжевеловая ветка на самом деле выполняет функции барометра.

– Как-то я по роду своей деятельности в совхозе «Косинский», ещё в далёкие восьмидесятые годы прошлого века побывал в одной из бригад совхоза в Левичанской стороне, в деревне Быково. Бригадиром уже долгие годы тут был Вениамин Алексеевич Федосеев. Человеком он был хозяйственным, приветливым, немного с хитринкой, но хватким до деревенской работы. На стене его обширного дома, с северной стороны, под навесом был прибит обрубок можжевельника с двумя сучьями. Тут и линии какие-то расчерчены. Отвечая на мой немой вопрос, он сказал: «Веточки сгибаются – жди дождя, распрямляются – обязательно прояснится! Они верно служат мне в житейской работе на поле или на покосе. А сейчас, я вижу, будет на днях плохая погода, дожди и холод».

Сначала я скептически отнёсся к его рассуждениям. На дворе в этот день стояла безветренная, ясная, безоблачная, светлая летняя погода, ничто не предвещало её изменений и в последующие дни. Так же дружно, разноголосо пели птицы, жужжали вездесущие слепни и мухи. Спокойно пасся скот на лугу. Но на «барометре» веточки были в это время упрямо согнуты к стволику! Он явно указывал на будущее изменение погоды – будет ненастье. Бригадир недовольно произнес: «Ну вот, пропал сенокос!».

В последующий день по приезду домой, с утра на дворе наблюдалась так же ясная летняя погода, небо было безоблачным. В душе я посмеялся над предсказаниями «барометра» Вениамина Алексеевича. Но, к моему удивлению, его слова чудесным образом оправдались. Буквально в обед по небу понеслись грозовые тучи, начался проливной дождь. И следующую целую неделю на дворе простояла сырая, ненастная, промозглая непогодь.

Копаясь в библиотеке в книгах и журналах, я прочитал ряд статей о характере и лечебных свойствах можжевельника. Так я и узнал, что древесина можжевельника очень чутка к изменениям погоды. Годичные слои у сучьев этого кустарника по-разному впитывают в себя влагу: наружные слои вбирают её больше, чем внутренние. В сухую жаркую погоду внутренние нижние слои сучьев постепенно полностью просыхают и веточка выпрямляется в сторону от ствола. При значительном увеличении влажности воздуха эти слои довольно быстро набухают, и веточка прижимается к стволу. Таким образом, это нехитрое приспособление и есть барометр, и настоящий лесной гигрометр

Сук сгибается, прижимается в сторону ствола, значит влажность окружающего воздуха увеличивается. Когда наступает сушь – сук распрямляется. Издавна в народе пользовались таким «указчиком» погоды»: выпиленный из сухого можжевельника стволик с длинной веточкой, очищается от коры и прикрепляется на улице к северной стене дома или сарая так, чтобы веточка от стволика свободно «ходила» в горизонтальном направлении вверх или вниз. Ножом, рядом на бревне или доске наносили «градацию», показывающую сушь или непогодь с дождем.

Такое явление можно наблюдать и в лесу на узких дорогах. Если долго стоит засушливая погода, сучья близко стоящих к дороге хвойных деревьев выпрямляются, даже опускаются к земле и их концы перекрывают дорогу. Но стоит погоде распогодиться, пойдут обильные дожди, влажность воздуха в лесу увеличивается, ветки хвойных деревьев подымаются вверх, дорога светлеет и проезд улучшается. Таким образом, хотя в меньшей степени, даже сухие ветви сосен и елей так же обладают аналогичными свойствами реагировать на влажность воздуха в природе.

Летом 2022 года я по оказии вновь побывал в деревне Быково бывшего Левичанского сельсовета. К моему глубокому сожалению эта деревня уже много лет как заброшена. После развала бывшего совхоза «Левичанский» и отсутствии работы, люди разъехались кто куда, деревня обезлюдела. Все опустевшие дома заброшены, дворовые постройки развалились. С трудом я прошел через густо заросшие бурьяном улицы бывшей деревни и разыскал дом Вениамина Алексеевича. Без слёз на него уже было невозможно смотреть. Здесь была та же пустота, забвенье, разруха. Пробраться к дому через высокую, по пояс траву, бурьян и развалины надворных построек было делом нелёгким. Однако я нашел то, что искал – коми-пермяцкий «барометр» Вениамина Алексеевича. Он так же, как стойкий оловянный солдатик из сказки, был на посту и предсказывал ясную погоду.

У меня появилось было желание забрать его с собой, однако прибит он к стене дома был так надежно, что оторвать его от стены голыми руками было делом невозможным, да и потом, попытка эта закончилась бы просто тем, что я сломал бы этот хлипкий прибор напрочь. Отказался я от этой дурной затеи. Так и остался он там, будет и далее служить, и предсказывать светлые дни уже не существующим на этом свете своим хозяевам. А новая жизнь в этой деревне, уже вероятно, не возродится.

Я решил на практике проверить способности можжевельника, и изготовил этот прибор. И действительно, такой простой коми-пермяцкий «барометр» чудесным образом работает!

Василий Голев