Нина Васильевна Рыбьякова (справа) и Валентина Васильевна Дружинина работают в санаторной школе более 20 лет. Женщины рассказывают, что качество образования у детей всегда на высоком уровне, все контрольные работы, ВПР как в обычной школе. и дети справляются с ними хорошо. Как сказали, что ликвидируют. заходишь в школу, к горлу ком сразу, говорят они. Фото: Яна Яновская

Чиновники намереваются закрыть санаторную школу в Ленинске, где учатся младшие школьники с риском развития туберкулёза. Причина — нет достаточного количества детей. Коллектив школы, родители и ученики ждут и надеются, что школу каким-то образом удастся сохранить. Иначе сотрудники останутся без работы, дети без необходимого лечения, а село — без красивого ухоженного места, усаженного соснами и цветами.

— Вам нужны цветы? Возьмите, мы вам дадим, у нас их много, комнатные, в горшках, — прощаясь, предлагает одна из учителей школы. В её голосе одновременно звучат и обречённость, и надежда. — Закроют, куда всё это? Пропадёт же…

На вопрос, что будет на месте санаторной школы в Ленинске в случае закрытия, ответа никто сегодня не даёт. Территория в шесть гектар, где расположены три учебных корпуса, два спальных, столовая, баня, прачечная, гараж, где руками детей и взрослых сейчас разбиты клумбы, посажены два огорода и деревья увешены кормушками, без хозяйской руки легко станет мусорной свалкой.

— Сами посмотрите, у нас садик закрыли, и что там теперь? Разруха полная, помойка одна! — качает головой невысокая женщина, школьный педагог.

Сейчас в санаторной школе трудятся 30 человек, в том числе 12 педагогов. Похоже, что для них школа не просто работа, это жизнь, это семья, это искренняя отдача своих сил, тепла, вдохновения. Каждый школьный класс, игровая и спальные комнаты, столовая украшены милыми солнечными неприхотливыми рисунками и усажены цветами. Благодаря различным проектам и программам, педагоги сумели обеспечить заведение и ноутбуками, и интерактивными панелями, и спортивным оборудованием.

— Мы и по заявке в фонд Плеханова получили уличные спортивные тренажёры, но устанавливать сейчас не стали. Там надо под них бетонировать специально, а зачем уже? — переживает директор школы Татьяна Анфёрова.

Дети и деньги Этот учебный год закончили в школе 32 ребёнка. Как во всех детских образовательных учреждениях, финансирование подушевое. Чтобы денег хватало, учеников должно быть не меньше 50. Школа, может, и готова принять такое количество детей. И база, и условия позволяют, в одно время и до 80 детей учились, но набор в школу целевой. Сюда направляют контактных по туберкулёзу детей. Здесь для них созданы специальные условия не только для обучения, но прежде всего для здоровья. Чистый, обогащённый кислородом сосен воздух, близость речки, усиленное пятиразовое питание, где в ежедневном рационе обязательны фрукты и молочная продукция, приём витаминов и таблеток, медицинское наблюдение, диспансеризация.

Таких специализированных заведений в крае всего два, в Ленинске и в Верещагино. Нуждающихся и желающих сюда попасть детей найти можно. Проблема в том, что школа муниципальная, собственник администрация Кудымкарского округа, и учить и кормить детей из других территорий финансово невыгодно.

— К нам хотят дети ехать, с Нытвы мальчик был, мама очень довольная была, — рассказывают педагоги. — И можно легко детей набрать, но нам в администрации сказали — почему другие дети должны питаться на наши деньги?

Контингент и Бог Министерство образования и науки Пермского края в ответ на официальный запрос сообщает, что решение о ликвидации принимает муниципалитет. Глава Кудымкарского муниципального округа Наталья Стоянова основной причиной закрытия школы называет «снижение контингента обучающихся». И краевые, и местные власти уверяют, что при закрытии школы все дети будут обучаться в образовательных учреждениях по месту жительства, а педагогам будут предложены вакансии в муниципальных учреждениях Ленинска.

— Им просто закрыть надо, чтоб бурьяном там всё заросло! — возмущается Екатерина Хозяшева, двое детей которой учатся в этой школе. — Не только же туберкулёз процветает, сейчас после ковида у всех осложнения и на лёгкие, и на уши, и на глаза, на всё! Школа, где идёт профилактика заболеваний, как минимум должна существовать. Моих детей там по учёбе сильно подтянули, педагоги от Бога там работают. 24 часа в сутки с детьми, со всех сторон развивают. Я уже написала везде, и губернатору, всем депутатам, в Роспотребнадзор, в приёмную Медведеву, уполномоченному по правам ребёнка. Буду делать всё для того, чтобы школа не закрылась!

Фото: Яна Яновская

Хорошо и плохо Направления детям в санаторную школу Ленинска выдают в «Клиническом фтизио-пульмонологическом медицинском центре» в Кудымкаре. Педиатр-фтизиатр Валентина Мартина подтверждает, что действительно в последние годы идёт снижение контактных и инфицированных детей.

— На самом деле нету детей. С одной стороны, это хорошо, с другой, школу жалко очень. Там все условия, питание лучше даже, чем дома детей кормят, — говорит Валентина Мартина. — Ленинск самой мне очень нравится, но мы не можем наполнить детьми.

Смена диагностики Один из факторов официального снижения количества контактных и инфицированных детей то, что несколько лет назад школьникам вместо пробы реакции Манту для обследования стали делать Диаскинтест. По данным сайта apteka.ru, его отличие от Манту состоит в том, что он выявляет туберкулёз в активной стадии. Положительный Диаскинтест свидетельствует о наличии активного туберкулёза, а у инфицированных и вакцинированных людей реакция на Диаскинтест отрицательная.

— В этом году на учёт контактных детей никого не взяли, — рассказывает Валентина Мартина. — Взрослые, кто на учёт попал, бездетные. И если раньше бывало, что директора со школ звонили, чтоб детей из неблагополучных семей направили, что там кормят и все условия, сейчас финансирование подушевое, за каждого ребёнка школа держится.

Закрыть нельзя сохранить? На вопрос, как будет использоваться территория и производственная база в случае закрытия школы, глава муниципалитета Наталья Стоянова письменно отвечает: «В связи с тем, что вопрос о закрытии находится в стадии принятия решения, вопрос об использовании материально-технической базы школы в настоящее время неактуален».

На уровне регионального Министерства образования вопрос о переводе Ленинской школы с муниципального на краевой уровень не рассматривался. Местные власти также не обращались в Министерство образования, сообщают в ведомстве. Местные власти же, в свою очередь, отвечают, что к полномочиям краевого Министерства относится создание, реорганизация, ликвидация, образовательных учреждений — таким образом, Министерством может быть создано образовательное учреждение на базе Ленинской школы.