Фото с сайта https://naked-science.ru

В субботу, 25 апреля в окружную Коми-Пермяцкую больницу отправлены пять аппаратов искусственной вентиляцией лёгких, которые ранее были перевезены в Пермь для открытия отделения в краевой клинической больнице. Что же представляют собой аппараты ИВЛ и как начиналось всё это? 

Доставить воздух в лёгкие человеку, который сам не может сделать вдоха — идея, которая пришла людям в голову давно. Так что и искусственная вентиляция лёгких существует давно. Да, на самом деле она возможна и без специальных современных аппаратов: искусственной называется любая вентиляция лёгких (вдох и выдох), которую человек производит не своими силами.

В школе на ОБЖ учили, например, делать самый простой ее вид: дыхание рот в рот. А читатели, у которых есть старшие родственники родом из деревни, могли слышать их рассказы о том, как «раздыхивали» поросят или ягнят, которые, родившись, не закричали.

Античность. И все же именно в античности произошли первые попытки облегчить дыхание человеку, который уже начал его терять. Врач Асклепиад, известный тем, что предпочитал лечить больных налаженной диетой, зарядкой и вином (да-да, именно в таком сочетании), придумал делать разрез на трахее, устанавливать в нем конец тростинки и дуть, чтобы наполнять лёгкие воздухом.

Асклепиад

Такой способ должен был исключить проблемы с языком или чем-то, что могло находиться в горле и закупорить его. Позже этот способ был переоткрыт в шестнадцатом веке врачом Везалием.

Дыхательные мешочки. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что первое механическое устройство для вдувания воздуха придумали в эпоху Возрождения. Не один только Леонардо в то время бредил машинами разного назначения. Легендарный швейцарский врач Парацельс сконструировал ручной аппарат вентиляции лёгких из воздуховода, вставляемого в рот больному, и каминных кожаных мехов — похожих на кузнечные, но намного слабее.

Парацельс

Последнее было очень важно, потому что слишком сильной струей воздуха можно порвать лёгкие.

Итак, историю приспособлений для искусственной вентиляции лёгких можно начать с 1530 года, когда Парацельс успешно применил свое изобретение. Правда, это приспособление еще нельзя было назвать аппаратом. Оно действовало на чистой силе рук.

Изобретение Парацельса обрело широкую известность, но на деле мало применялось врачами. Причин было несколько. Во‑первых, больным, чье дыхание требовалось восстановить, по‑прежнему требовались очень часто и другие реанимационные меры — а для них ничего еще не было придумано. Во‑вторых, самого Парацельса то и дело ославляли как шарлатана.

***Реклама***

Как раз примерно в это же время научились выделять и чистый кислород, так что неудивительно, что кислород и приспособления для вентиляции лёгких почти сразу соединили: ведь эффект получался от этого куда заметнее. А ведь многим сейчас кажется, что кислородные подушки мир узнал только в двадцатом веке.

Эффективность искусственной вентиляции лёгких резко повысилась только в 1821 году, когда француз Леруа д’Этьоль придумал мерную линейку, чтобы регулировать объём вдуваемого в лёгкие воздуха.

Дети в барокамерах. Но был и другой способ искусственно заставить человека дышать. Он спас жертв страшной эпидемии болезни, о которой мы уже и позабыли благодаря прививкам: полиомиелита.

Первый современный и практичный респиратор «Железное легкое»

Одни оставались инвалидами, другие умирали — те, у кого развивался паралич дыхательной системы. Нужен был аппарат, который помогал бы детям дышать столько, сколько понадобится — днями, месяцами и годами. Тут и вспомнили об очень странном изобретении немецкого врача Зауэрбруха, которым он пытался еще до Первой Мировой заменить аппарат вентиляции лёгких. То было нечто вроде барокамеры.

Специальные насосы то откачивали из барокамеры, похожей на бочку, часть воздуха, делая его разреженным и заставляя из-за этого лёгкие раздуваться и делать «вдох», то нагнетали воздух, сжимая лёгкие так, что они совершали «выдох». Естественно, при этом голова пациента была снаружи — чтобы было, что «вдыхать» и куда «выдыхать».

В качестве альтернативы для детей постарше потом придумали и аппарат помельче, кирасный — то есть, подобно кирасе, закрывающий только корпус. С таким аппаратом пациент мог разъезжать на кресле-коляске, что, конечно, значительно улучшало его жизнь.

ИВЛ в СССР. В начале пятидесятых годов основателя отделения реанимации НЦ Неврологии Любовь Попову по стипендии ВОЗ командировали в Швецию и Данию перенимать опыт. В 1964 году под патронажем Поповой создан отечественный первый в истории аппарат ИВЛ, работавший по принципу «управления по давлению» ДП-8 (он и сейчас кое-где работает).

Центр гипербарической оксигенации. Основной зал с барокамерами

Рекорды длительности ИВЛ: после перенесенного полиомиелита простейшие аппараты искусственной вентиляции легких поддерживали дыхание свыше 23 лет, при боковом амиотрофическом склерозе — до 14 лет.

ИВЛ сегодня: что нам показывают в сериалах про медиков. Современные аппараты по искусственной вентиляции лёгких мы не раз видели в сериалах про гениальных или просто самоотверженных врачей. Очень часто такие аппараты пренебрежительно называют «вентиляторами», но они, конечно, куда сложнее устроены. Внутри аппарата не только насосы, перекачивающие воздух, но и специальная ёмкость-увлажнитель, чтобы воздух не высушивал органы дыхания.

ИВЛ сегодня

К аппарату можно подключить двумя способами: с помощью маски на лицо или, в более тяжелых случаях, с помощью трубки в трахее (то есть сделав интубацию — «ин» значит «внутрь», «туба» — трубка). Поскольку очень часто проблема не только в возможности сделать вдох, но и в возможности усваивать кислород, то подают именно кислород — чтобы хоть что-то да пошло в кровь.

Кроме кислорода можно подавать в лёгкие и газы медицинского назначения. Чтобы аппарат полностью регулировал дыхание, не вступая в борьбу с собственными мышцами пациента, пациенту вкалывают вещество, расслабляющее диафрагму. Снимают с ИВЛ, как правило, в несколько этапов, наблюдая за реакцией организма.

В сети сейчас обсуждают, что только пятая часть из больных коронавирусом, дело у которых дошло до ИВЛ, выживает. Врачи же настаивают: не «только» пятая часть, а целых двадцать процентов — против нуля. Когда речь идет о человеческой жизни, это важная разница.

Источник: Бигпикча