Владимир Яновский, "ПН".

– Мы с понедельника перейдем на внеаудиторную форму обучения. В данной ситуации мы нашли единственный способ работы, одобренный Кассиной, – ровным голосом без эмоций, совершенно спокойно говорит и.о. директора Сейвинской школы Александр Фефелов. На вопрос, что значит внеаудиторная форма обучения, он отвечает: «Будем с детьми по улицам гулять, экскурсии проводить».

31 августа. Час дня. К зданию школы на УАЗике подъезжает местный предприниматель Андрей Симакин. Его сын Лев 1 сентября пойдет в третий класс, но где именно он будет учиться – неясно. Новое здание школы глава Гайнского района Владимир Исаев обещал достроить, но не сделал этого, а здание старой школы не принял Роспотребнадзор.

– В два часа, сказали, комиссия приедет, школу принимать, а как, если она не достроена? – выходят из старой школы учителя и обращаются к предпринимателю. – К двум все родители собираются. Мы на обед пока.

Пока нет ни комиссии, ни других родителей, Андрей Симакин рассказывает на телевизионную камеру, что старая школа еще 60-х годов постройки, здание обветшало, там холодно, дети весной в верхней одежде за партами сидели и даже ручки держать не могли. Мужчина сомневается, что его сын-третьеклассник вообще успеет поучиться в новой школе, которую строят восемь лет, и которую обещают открыть каждый год в течение последних пяти лет.

Родители: «Конечно, мы против»

В половине второго к школе подходят родители. В ожидании приемочной комиссии и главы района Владимира Исаева, который лично обещал, что 31 августа во время приемки школы всех желающих пустят внутрь, они обсуждают ситуацию и сильно возмущаются.

– Слышали, что месяц не будут учить наших детей. Почему если новую не доделали, так хоть бы старую подготовили!

– Надо было денежки отмыть – вот, пожалуйста, новая школа стоит, открыть не могут, а денежки отмыли.

– 80 миллионов грохнули, школы нет.

– Когда достроят, это уже не школа будет, а дом престарелых.

– Все лето прошло, ничего не делали, два-три полупьяных человека шарахались туда-сюда, что они делали?

– Конечно, мы против, чтобы детей на улице учили.

– Можно было старую отремонтировать, покрасить, если новая не готова, а сейчас дети на улице должны учиться? Это что за безобразие!

– Забор разве так делается? Корова разбежится, забор упадет!

– За восемь лет можно было город поставить, и немаленький, а мегаполис, а у нас школу не могут.

Родители перечисляют, что им неоднократно обещали открыть школу и глава района, и заведующая районным отделом образования, и еще какая-то женщина из администрации. В конце прошлого года приезжали два министра: один «точно Рычков был» (имеют в виду главу Коми-Пермяцкого округа Виктора Рычкова – прим. авт.), а второй «тоже министр из Перми, по вопросам социального развития вроде бы».

– Рычков сам лично обещал нам, что в декабре 2016 года школа будет полностью готова, ну в крайнем случае гарантировал, что новый год мы начнем уже в новой школе. Завтра 1 сентября 2017 года. Веры уже нет ни в кого и ни во что, – включаются в разговор педагоги школы.

Учитель биологии, химии и географии Андрей Полушкин на вопрос, как на улице-то будете детей учить, пожимает плечами:

– Буду стоять на берегу Камы и на песке трисовать химические знаки. Как вести уроки вне класса? Я не знаю.

Через час начинается беспокойство: время третий час, а никого нет – ни главы района, ни представителей администрации, ни работников Центра гигиены, ни сотрудников прокуратуры. Все они должны приехать на приемку школы.

Власть: «По федеральным стандартам допустимо»

В половине третьего к школе подъезжает «Шевроле-Нива». Из машины выходят заместитель главы Гайнского района Валентина Нефедьева, начальник отдела образования Нина Анфалова и главный врач окружного филиала Центра гигиены и эпидемиологии Виктория Климова.

– Это что? Специально что ли тут выкинули? – показывает Валентина Нефедьева на три гнилых мелких луковицы, которые лежат на верхней ступеньке перед входом в школу. Пейзаж ступенек дополняет рассыпанный горохом козий помет.

Родители настаивают, чтобы в здание школы их впустили вместе с проверяющими, но Нина Анфалова им отказывает, объясняя, что после проверки она выйдет к родителям и все расскажет.

Валентина Нефедьева стучится в двери школы, но никто не открывает. Она звонит кому-то по телефону:

– Я уже стучала, никто не открывает. Не может быть, что ушли куда-то.

– Видите, как отмостку они вчера залили? – показывает на угол здания учитель Андрей Полушкин. – На песок просто цемент залили, и все. Вода будет внутрь проникать, яма получится, начнется просадка фундамента, стены поведет. Сначала должна быть проведена гидроизоляционная система, специальная ПГС засыпана, а не так – просто на песок залить.

– Слух прошел, что была отмашка, чтоб в школу никого не пускать, – перешептываются родители. – Это потому что мы пришли, мы там все недоделки знаем, чтобы комиссии их не показали. Мы же знаем, где какое место замазали, где плесень была, где трещины.

Виктория Климова признается, что перед закрытыми дверями оказалась впервые.

– У нас плановая проверка на 28 августа была запланирована, глава района попросил ее перенести, приехать 31-го, – рассказывает она. – Когда едем на приемку, обычно нас везде встречают. Ждут. Везде все открывают, показывают, что сделали, где покрасили, отремонтировали. Особенно там, где денег школам выделяли. Я подожду еще до трех часов, а потом уеду. Чувствую, мне еще не один раз придется сюда приехать.

В это время Нина Анфалова безуспешно пытается успокоить разгневанных родителей. Она говорит, что «продумывали эти риски, советовались» и есть три варианта. Первый – если сегодня комиссия примет новую школу, то дети будут учиться там. Второй вариант: если новую школу не примут, «постараемся убедить Роспотребнадзор, чтобы временно разрешили учиться детям в старом здании». Если не разрешат, то по федеральным стандартам допустимо на короткий промежуток времени внеаудиторное обучение, «а за неделю мы новую школу доделаем». И третий – это уже крайняя ситуация: если за неделю объект не будет введен в эксплуатацию, «будем возить детей в Сергеевскую школу, будут жить в интернате».

– Это первоклашку из дома отправить за 80 километров? – возмущаются женщины-родители. – Я своего ребенка за 80 км не дам везти, он и чай налить себе не может. Это что за издевательство?!

Проверка: «Смотреть нечего»

На часах 15:12. К проверяющим бегут довольные родители: «Мы открыли! Пойдемте». Пока Нина Анфалова разговаривала с родителями, один мужчина тихонько расшатал и отодвинул доску, которая подпирала боковую дверь изнутри школы. В школу заходят проверяющие и пресса, родителей Валентина Нефедьева просит подождать, поэтому они нерешительно топчутся и остаются на пороге. Виктория Климова осматривает помещения, щелкает выключатели, открывает краны – вода не бежит.

– Это хозблок, он еще до конца не доделан, – спешит объяснить Валентина Нефедьева, фотографируя внутри. – Крыша текла до этого, сейчас все устранили.

– Все, ребята, идем обратно, смотреть нечего, – сразу делает вывод ВикторияКлимова. – Нам надо, чтоб уже все было готово, расставлено, подключено.

– Ну, хотя бы просто пройдитесь, посмотрите, – настаивает Валентина Нефедьева. – Дальше у нас блок, где начальные классы.

Несмотря на плесень на потолке и стенах в нескольких местах, подтеки, черноту вокруг унитаза, проломленную дверь, шатающиеся стойки волейбольной сетки в спортзале, неподключенные радиаторы, неустановленные смесители, в целом просторная и светлая новая школа Виктории Климовой нравится:

– Было бы здорово, чтобы тут все доделали. Такая школа огромная.

В одном из кабинетов в блоке начальной школы на раскладушке лежит худощавый мужчина – строитель. На вопрос, что ж вы сразу входную дверь не открыли, он беспечно отвечает: «Спал, не слышал».

Прокуратура: «Вам и там не нравится, и сюда не хотите»

– Это не мы, это изнутри открыли, – словно оправдываются родители, заходя в школу через центральный вход. Они сразу указывают, где замазали трещины, знают, где течет канализация и сломаны двери. Вместе с родителями в школу заходят и приехавшие в Сейву представители районной прокуратуры.

Нина Анфалова их вновь убеждает, что есть замечания, они устранимы, что все будет делаться для того, чтобы в ближайшее время школу открыть.

– Давайте я поспорю с вами на щелбан, – тычет ей указательным пальцем бабушка двух школьников Ольга Светашова. – Ничего вы не построите!

– Вы бы сами детей в такую школу повели? – наседают родители.

– Когда я растила своих детей, мы всегда находили общий язык, – отвечает Валентина Нефедьева. – Вместе с другими родителями делали все, чтобы школа была готова, помогали в этом. У вас я этого не вижу.

– Мы что должны делать? Взять в руки шпатлевки, прийти красить, что?

– Вас на субботник приглашали прибраться, и то ни один из вас не пришел.

– А что тут убирать, если школа не готова? И вся эта строительная грязь снова тащится?

В разговор вмешивается помощник прокурора Валентина Галкина:

– Что вы так возмущаетесь? Вам и новая школа не нравится, и в старую не хотите. Вам везде неладно, лишь бы покричать. А вы знаете, что вы, как родители, обязаны обеспечить образовательный процесс своим детям, и в случае невыполнения вам штраф административный грозит?

Родители ошарашено замолкают. Чиновники предлагают написать коллективное письмо в Роспотребнадзор, чтобы разрешили временно детям учиться в старой школе. Мнение родителей разделяется: одни соглашаются писать в Роспотребнадзор, другие – писать в разные инстанции с требованием достроить новую школу.

Итог

1 сентября, как и год назад, на праздничную линейку сейвинских детей повели в здание ДК, где сейчас временно располагается школьный спортзал. Родители написали коллективное письмо «во много инстанций»:

– Мы собирались поучиться на улице и все фиксировать, нам даже не пришлось писать в Роспотребнадзор (мы и не собирались), они испугались что мы все будем фиксировать, и в этот же день комиссия приняла решение, войти в старую школу без всякого разрешения, – рассказывает мама первоклашки Ольга. – Сегодня (4 сентября) идут уроки в старой школе (температура в классах 10-11 градусов), у поселения отопление с 15 числа начинается. Как они попросят начать отопление раньше, если школа не принята?

Автор Яна Яновская.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными