Берег реки Весляны покрыт красными кровавыми пятнами. Почти каждую ночь в Усть-Черную наведываются волки. Они срывают с цепей собак и тут же у поселка съедают их.

Татьяна Полыгалова не выходит из дома, пока не посветлеет. Она боится.

– Сегодня я опять опоздала на работу, – рассказывает 25 января она. – Ребенка поздно в садик отвела. Но как иначе? Я боюсь. 12 января волки утащили у соседей собаку. Сегодня ночью они бродили возле моего дома.

Судя по следам, у дома Татьяны Полыгаловой крутились три хищника. Местные охотники говорят, что волков, которые кормятся на поселке, и есть трое.

Добыча в пол-лапы

В ночь на 23 января волки забредали к Павлу Дуброва. Примерно в два часа он услышал шум и выглянул во двор. Собаки, которая сидела на цепи, за забором, словно след простыл.

Волки перелезли через забор во двор Павлы Дуброва по снегу. Фото: Елена Истомина, “ПН”.

Павел вышел на улицу: на снегу краснела кровь. Мужчина прошел дальше и наткнулся на лежащего на дороге пса.

– У собаки не было пол-лапы, – рассказывает житель Усть-Черной. – Думал, мертвая. Оставил там и вернулся домой. Через какое-то время приползла. Сейчас в будке лежит. Забилась в самый угол. Не выживет, наверное.

Волков Павел Дуброва не приметил. Говорит, они, как молния, – раз и нет их. Его, видимо, испугались. Собаку жалеет. Помесь с немецкой овчаркой была. Не думал, что волки ее с цепи смогут снять. А сняли: тянули, тянули и оторвали. Через забор хищники перелезли по снегу. Сугробы в Усть-Черной высокие.

Жертва Зойка

Голодными, однако, волки в ту ночь в лес не вернулись. Охота завершилась удачно. Они повстречали дворняжку Зойку.

– Она у нас упитанная такая была, – жалеет собаку Наталья Яббарова. – На улице жила. Мы ее на цепь не сажали. Волки ее за речку утащили.

«Сегодня ночью 23 января волки утащили собаку и загрызли напротив нашего дома на берегу реки Весляна», – написала на своей страничке в «Одноклассниках» Людмила Тикунова.

К посту она прикрепила фотографии: на них видны красное пятно на снегу и следы волчьих лап вокруг:

Другой берег Весляны до сих пор красный от крови. Скорее всего, Зойки. Фото: Людмила Тикунова.

Нападают с ноября

Впервые волки появились в Усть-Черной в ноябре. В середине месяца, когда уже выпал снег, они залезли в огород к Нине Поддубновой и утащили собаку. Вместе с цепью. Сломанный забор все еще напоминает об этом. “Осталась одна голова (от собаки)”, – рассказывает Светлана Варич.

В ноябре таких сугробов возле заборов не было. Но волки все равно сумели залезть во двор Нины Поддубновой и утащить собаку. Фото: Елена Истомина, “ПН”.

В конце ноября волки заявились в усадьбу к дочери Нины Поддубной Ольги, напали на собаку и унесли ее в лес.

Почему не стреляют

Ольга Поддубнова говорит, что волки заходят в поселок и таскают собак каждый год. Татьяна Полыгалова с ней согласна не совсем:

– Да, такое случалось. Но нынче они вообще оборзели. Их даже включенные фонари не пугают. Они не только на окраине поселка хозяйничают, но и в центр заходят. Все говорят об этом, говорят, а действий никто никаких не принимает.

Исполняющий обязанности лесничего Виктор Прохин на это говорит:

– А какие меры мы должны принимать? У 85% мужчин в нашем поселке есть ружья. Но если они пойдут волков стрелять, ружья у них отберут. Стрелять в населенном пункте нельзя, согласно нашему законодательству.

За волков платили

Виталий Бурмистров рассказывает, что раньше – в годы Советского союза – такого безобразия в поселке не было. И все потому, что за добытого волка выплачивали премию. Он помнит ее размер: 150 рублей выдавали за убитую волчицу, 30 рублей – за волчью шкуру.

– Для сравнения. У меня оклад на работе был 192 рубля. Мешок сахара стоил 47 рублей. За волков платили большие деньги! У охотников был стимул их добывать. Не то, что сейчас, – считает Виталий Викторович.

Бывший охотник (в этом году Виталию Бурмистрову исполнится 77 лет, он уже давно не охотится) вспоминает, что зимой 1986 года добыл шесть волков. В итоге получил премию в 750 рублей.

Виталий Бурмистров в 1986 году добыл шесть волков. Фото: Елена Истомина, “ПН”.

– Волк – очень умный зверь, – замечает пенсионер. – Добыть его не так-то просто. Я как-то наблюдал, как они за зайцами охотятся, как все продумывают: двое гонят зайцев из леса на дорогу, а там их поджидают остальные.

– Почему волки в поселок выходят? За собаками, – объясняет он. – Это легкая добыча. Сейчас, пока снег мягкий, лося волкам не добыть, зайца тоже. Вот и кормятся они на поселке.

Позиция Минприроды

На самом деле добыча волков поощряется и сегодня.

– В законе Пермского края говорится, что охотник, который добывает волка на общедоступных угодьях, получает: за одну особь – разрешение на добычу сеголетка (молодой лось в возрасте до одного года), за две особи – разрешение на добычу взрослого лося, – говорит ведущий специалист отдела госохотнадзора управления по охране использования объектов животного мира Минприроды Пермского края Алексей Габов.

Причем приказом о регулировании численности волков на территории Пермского края от 17 декабря 2018 года министр природных ресурсов разрешил использовать не только давящие капканы и отстрел, но и следовые капканы.

Местные охотники, пожелавшие добыть волка, должны лишь обратиться за разрешением к охотинспектору по Гайнскому району. Пока за эту зиму ни один охотник из Усть-Черной к охотинспектору по поводу волков не обращался.

– Зато все хотят охотиться на лося, – замечает Алексей Габов.

Если вы готовы добыть волка в Гайнском районе, обращайтесь к охотинспектору Виктору Кошкареву. Его контактный номер телефона: 8-908-249-13-50. 

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными