1049 человек в пяти посёлках живут на территории заказника «Северный олень». Тому, что появился заказник, они рады. Но не рады тому, что теперь не могут заготовить дрова.

Заказник «Северный олень» располагается в Гайнском муниципальном округе, охватывая территорию площадью 80 тыс. 490 гектар. Это второй по величине заказник в крае и он включает в себя пять посёлков, в которых живут 1049 человек – Оныл, Сосновая, Усть-Весляна, Сёйва и Пугвин Мыс. Люди, с одной стороны, рады появлению заказника, но с другой стороны, с его появлением для жителей ввели запреты, которые стали мешать их привычной жизни.

Что это Образованный 9 апреля 2012 года, заказник был создан с целью восстановления и охраны охотничьих животных и их среды обитания. Главным объектом охраны является северный олень, включённый в Красную книгу России и Пермского края.

Леса заказника «Северный олень» разнообразны: здесь преобладают ели, сосны и пихты, создавая идеальные условия для жизни множества видов. Среди обитающих млекопитающих можно встретить как гигантов леса – это лоси, медведи и рыси, так и более мелких животных, например, белок, зайцев-беляков и куниц. Заказник также становится домом для промысловых птиц, таких как тетерев, глухарь и рябчик.
В этом году появилась идея расширить охраняемую территорию и превратить заказник «Северный олень» в федеральный национальный парк, объединив его с ландшафтным объектом «Адово озеро». При положительном решении краевого Минприроды природный объект может обрести новый статус в ближайшие два года, что создаст ещё больше запретов для местных жителей.

Люди Местные жители признают важность охраны природы и понимают необходимость защищать животных и их среду обитания. С другой стороны, создание заказника наложило определённые ограничения на их традиционный образ жизни. В частности, жители теперь не могут рубить лес для своих нужд, что вызвало серьёзные трудности для многих из них.

– Раньше можно было рубить лесные насаждения для своих нужд. Но несколько лет назад это изменилось: сейчас там вообще полный запрет, – рассказывает житель посёлка Оныл Василий Якимов. – Кроме муниципальной дороги, по которой можно проехать на Сёйву, по территории заказника нельзя ездить на автотранспорте. Только пешком.

При этом Василий Якимов особо не припоминает случаев, когда кого-то штрафовали. Люди на свой страх и риск всё равно ходили рубить деревья на свои нужды. Однако один случай в их посёлке изменил всё:

– Вот эти же столбы, они стоят на песках у нас 15 лет и всё, они потом падают, надо эти заборы, всё это менять, а где взять этот столб? Вот пошёл человек у нас за посёлок, срубил там, я не знаю, сколько он срубил, ну, говорит, до пятка этих столбиков, свалил несколько брёвен. И дали ему порядка 100 тысяч штрафов. Взял кредит, по-моему. После этого случая никто больше не ходил что-то рубить, – вспоминает Василий Васильевич.

Работа Жители деревни также обеспокоены тем, как они будут собирать грибы и ягоды – это важный источник пропитания для многих из них – если заказник переделают в национальный парк. Раньше многие собирали грибы и ягоды на продажу, но сейчас это запрещено, и люди лишились дополнительного источника заработка.

– Молодёжь вся уезжают, живут в основном старички. И вот у нас летом урожай большой грибной, очень даже большой. Грибов много. Люди их собирали и продавали. Они денег заработали и могли год спокойно жить на заработанные средства. А вот запрет полный ввели, и что делать? Ну что делать? Дохода постороннего нет никакого. Когда заказник создали, я даже обрадовался, – говорит Василий Васильевич. – Сейчас этот лесфонд останется целым, потому что раньше все эти организации очень много вырубили леса.

Василий Якимов надеется, что власти пересмотрят границы заказника, чтобы учесть потребности местных жителей.

Такие избранники – Мы с главой на эту тему разговаривали, она выходила на Министерство, чтобы как-то пересмотреть эти границы, – говорит Василий Якимов. – Самое интересное то, что он же создан на региональном уровне, они же, эти депутаты наши, принимали все эти решения, голосовали за эти решения, и сейчас они руки поднимают, а мы ничего сделать не можем. Как это так? Ну нет-нет-нет, какие границы пересмотреть, зачем? А то, что люди сейчас тут страдают, это наши избранники такие, вот им это вообще не интересно.

Василий Васильевич говорит, что он и другие жители видят только один вариант решения проблемы – изменение границ заказника.

– Иногда в таких случаях жителей вообще переселяют. Но это никто не рассматривает. Да у нас тут две деревни переселили, кое-как деньги насобирали. Да ещё и не каждый согласится переселяться.

Что делать 60-летнй Василий Якимов – бывший депутат, потому жители обращаются к нему, чтобы как-то поспособствовать решению проблемы. Сам Василий Васильевич считает, что один он ничего изменить не может, нужно всем жителям писать обращения.

– Если бы каждый год хотя бы от всех пяти населённых пунктов были бы коллективные обращения, то может быть, там и зашевелились бы. Но никто ничего не делает, хоть и не согласны со всем происходящим.

Олени Про оленей Василий Васильевич говорит с грустью:

– Оленей не стало. Заказник сделали, а олени пропали. На самом деле это так и есть. Раньше они прямо к посёлку подходили, 15 оленей я даже видал. Сейчас северные олени, может, где-то и есть, но их совсем мало осталось.

Местные власти Глава Гайнского округа Елизавета Шалгинских письменно отвечает, что на северо-западе Гайнского округа действует биологический заказник «Северный олень» и ландшафт «Адово озеро», на территории которых охраняют краснокнижного лесного дикого северного оленя:

– На этих участках предлагается создать единый национальный парк, а также включить в его границы прилегающие территории Гайнского округа. В адрес администрации регулярно поступают жалобы от жителей населённых пунктов, прилегающих к ООПТ (особо охраняемой природной территории – прим. ред.) «Северный олень» на отсутствие возможности заготовить дрова. Статус ООПТ не позволяет проводить вырубку древесины в целях заготовки дров, в связи с этим население завозит дрова из посёлка Гайны. Вопрос обсуждался с Министерством природы Пермского края. Был дан ответ, что при проектировании национального парка все заинтересованные стороны будут подключены к обсуждению проблемных вопросов, в том числе и население. Важно учитывать интересы местного населения и обеспечивать баланс между сохранением природы и удовлетворением потребностей людей. Если проект будет тщательно продуман и согласован со всеми сторонами, он может стать значительным шагом для края.

Минприроды Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края признаёт, что состояние группировки северного оленя в заказнике «Северный олень» вызывает большое беспокойство. Здесь сохранилась, по мнению учёных, самая южная в европейской части России естественная группировка лесной формы северного оленя. Животные сконцентрированы в районе, примыкающем к крупному болотному комплексу, расположенному в междуречье Весляны и Камы. Для охраны этой группировки в 2012 году был создан региональный государственный природный заказник «Северный олень». Региональный заказник представляет собой довольно крупный массив практически нетронутых экосистем, такая территория обеспечивает долговременное существование популяций северного оленя. Распространение северного оленя на этой территории не ограничивается территорией заказника, также место его постоянного обитания – прилегающая территория охраняемого ландшафта «Адово озеро», кроме того, вдоль реки Весляна проходят пути постоянной миграции северного оленя в Кировскую область и Республику Коми.

В последние годы наблюдается сокращение численности группировки северного оленя на всей этой территории. Сейчас поголовье северного оленя в заказнике насчитывает около 10-20 особей, что значительно ниже максимальной численности в 200 особей, достигнутой в первые годы после создания заказника. Такое значительное падение численности обусловлено рядом факторов: повышение транспортной доступности отдалённых участков заказника, что является фактором беспокойства для оленей и увеличивает вероятность лесных пожаров, которые, в свою очередь, сильно трансформируют природные компоненты и комплексы ООПТ и уничтожают кормовые угодья; рубки леса прошлых лет, где последующее восстановление экосистем происходит крайне медленно; браконьерство. На участках вокруг существующего заказника «Северный олень» запрет на охоту отсутствует, следовательно, повышается риск физического уничтожения животных.

На фоне былых показателей численности современные значения катастрофически малы, что даёт основания относить лесного северного оленя Пермского края к таксонам, близким к исчезновению. Таким образом, вопросы охраны и изучения животного требуют серьёзного внимания. Министерство считает, что территория заказника «Северный олень» – ключевая в сохранении лесной формы северного оленя в Пермском крае.

Федерального значения Мер по охране и изучению этого животного в рамках ООПТ регионального значения недостаточно, поэтому Министерство предлагает признать территорию заказника «Северный олень» и прилегающую территорию особо охраняемой природной территорией федерального значения категории «национальный парк».

Что нельзя и можно В Минприроды отмечают, что в соответствии с действующим законодательством леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, включая государственные природные заказники, находятся под особой охраной. В таких лесах запрещены сплошные рубки и использование химических препаратов с токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием. Однако действующий режим особой охраны заказника «Северный олень» не предусматривает запретов на передвижение по территории по дорогам общего пользования и дорогам, предусмотренным материалами лесоустройства. Также отсутствуют ограничения по сбору пищевых лесных ресурсов для собственных нужд.

Что делать Изменение границ заказника не представляется возможным в силу действующего законодательства, разъясняют в Минприроды. Установление режима особой охраны с введением соответствующих ограничений и запретов относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

По поводу переселения жителей Елизавета Шалгинских отвечает следующее:

– Думаю, этого никто делать не будет, есть ведь другой хороший вариант – сдвинуть границы от населённых пунктов.

Олени не спасаются. Численность северного оленя в Гайнском округе по данным Минприроды Пермского края:

  • 2012-2015 годы 200 особей
  • 2024 год 10-20 особей

Почему исчезают олени. По данным Минприроды Пермского края:

  • повышение транспортной доступности отдалённых участков заказника, что беспокоит оленей и увеличивает вероятность лесных пожаров, которые, в свою очередь, сильно трансформируют природные компоненты и комплексы ООПТ и уничтожают кормовые угодья
  • рубки леса прошлых лет, где последующее восстановление экосистем происходит крайне медленно
  • браконьерство. На участках вокруг существующего заказника «Северный олень» запрет на охоту отсутствует, следовательно, повышается риск физического уничтожения животных

Заказник «Северный олень»:

  • Площадь 80 тыс. 490 га

Люди:

  • Пять посёлков: Оныл, Сосновая, Усть-Весляна, Сёйва, Пугвин Мыс
  • 1049 жителей

Текст: Валерия Останина. Фото: Сайт губернатора и правительства Пермского края, ГКУ ПК «Пермохота»