Электромобили ещё сильнее загрязняют природу?

0
617
Электроавтомобиль Тесла в Кудымкаре. Фото: архив ПН

Считается, что электрокары спасут планету, ведь они не сжигают бензин или дизель, а ездят на «чистой» энергии. Но не всё так однозначно. Вот альтернативное мнение Зелёного вектора.

Производство аккумуляторов вредит и природе, и человеку Аккумулятор электрокара — сложная конструкция. В зависимости от его типа для производства нужны разные металлы: литий, марганец, графит, кобальт и никель. А их добыча и обработка дорого стоит экологии.

Чтобы добыть тонну лития, нужно переработать 250 тонн породы или 750 тонн солевого раствора из солончака. А затем ещё выпарить 1900 тонн пресной воды.

Восемь килограмм лития содержится в одном аккумуляторе. То есть для одного электрокара нужно переработать две тонны породы и испарить 15,2 тонны воды.
Кобальт же добывают вручную в Республике Конго в специальных шахтах. Эти шахты часто обваливаются и убивают людей. А внутри них много кобальтовой пыли, которая оседает в лёгких и провоцирует развитие смертельных заболеваний.

По некоторым данным, в шахтах работают не только взрослые, но и дети. Зарплата рабочих независимо от возраста – 2-3 доллара в день. В 2019 году против Apple, Google и Tesla даже подали иск, чтобы компенсировать детям-шахтёрам физический ущерб, который работа приносит их организму.

Аккумуляторы опасны при использовании и утилизации АКБ служат около 10 лет, а затем их нужно утилизировать. Проблема в том, что текущие методы утилизации стоят дорого, и заниматься этим мало кто хочет. Но если не перерабатывать АКБ как положено, токсичные вещества из их состава могут отравить землю, водоёмы и воздух. А значит, и попасть в организм человека.

Ионы фтора: вызывают нарушение работы ЦНС, сердечно-сосудистой системы, почек. Раздражают глаза, кожу и дыхательные пути. Ионы фтора токсичнее свинца.

Бензол, толуол, стирол и фториды водорода: вызывают клеточные мутации, разъедают кожу и дыхательные пути.

Соль лития и плавиковая кислота: раздражают органы дыхания и глаза. Повреждают ДНК, вызывает патологии в зародыше.

СО: газ пагубно влияет на мышцы и сосуды. Снижает иммунитет и изменяет содержание белков плазмы.

Но литий-ионные аккумуляторы не просто вредные, а ещё и пожароопасные. При повреждении или дефекте батареи из неё выделяется токсичная газовая смесь. Она может загореться или даже взорваться при коротком замыкании. Особенно опасно это при авариях. Но взрыв может произойти даже на парковке.

Электромобиль тоже выбрасывает СO₂ Заливать бензин или засыпать уголь в электромобиль не нужно — он работает на электричестве. Но энергию для зарядки производят на электростанциях. А вот они работают на нефти, природном газе и угле.

В 2016 году в Гонконге люди начали массово пересаживаться на электромобили. Из-за этого объём выбросов СO₂ вырос на 20%. Дело в том, что в этом регионе больше половины электроэнергии производят за счёт угля.

Учёные CESifo Института экономических исследований в Мюнхене провели тест: они сравнили электрокар Tesla Model 3 и Mercedes C220d на ДВС по объёму выбросов СO₂.

Итоги теста: Mercedes выделяет 117 грамм диоксида углерода за километр пробега, а Tesla — 159 грамм. Это на 25% больше.

Электродвигатели далеко не такие эффективные Если посмотреть со стороны полезной мощности электрокара, то получается, что каждый киловатт электромобиль сжигает примерно столько же условных единиц угля или мазута, сколько обычный ДВС бензина или солярки.

КПД современного дизельного двигателя – 35-40%, бензинового – не меньше 30%. Номинальный КПД современного электродвигателя – около 90%. Но это только по документам.

Пока энергия по проводам дойдёт от электростанции до электродвигателя условной Tesla, её часть потеряется. Причём важно понимать, что КПД самой станции – также около 35%.

Что в итоге Электромобили – не панацея в деле спасения планеты. Они не дымят в городе, как авто на ДВС, но вредят другим способом. И если не развивать технологии, то это рискует превратиться в настоящую, полноценную проблему.

Электромобилей в Коми округе не больше десятка. В Кудымкаре их всего пять. И дело не в их стоимости, а в том, что заряжаться бывает сложно. В октябре в центре Кудымкара открыли первую зарядную станцию для электромобилей, и теперь таких машин в округе, возможно, станет больше.