Кто чтит традиции наших предков, тот знает, что период с Рождества Христова до Крещения называется Святками. Этот период продолжается с 25 декабря по 6 января по старому стилю, с 7 по 19 января по новому стилю.

Святки не имеют исключительно христианские корни. Этот праздник берёт своё начало с языческих времён, когда существовал культ предков. В такие дни было принято поклоняться душам усопших родственников, которые считались «святыми». У славянских народов в эти дни устраивался праздник по случаю солнцеворота .

Если первая половина Святок в старину посвящалась посиделкам, трапезам, играм и забавам, то вторая половина Святок была самым подходящим временем для гаданий. Такие дни ещё называли «страшными вечерами», так как считалось, что в это время нечистая сила наиболее активна, но это и помогало увидеть своё будущее.

Представителей нечистой силы коми-пермяки, как мы знаем, называют чудами: лесные чуды (лешаки), полевые чуды (полевики), водяные чуды, домовые, банники, овинники и т. д.. Именно на них и их помощь рассчитаны многие гадательные манипуляции и обряды.

Гадали не только в избах, но и в банях, в подсобных помещениях, на улице, в поле, на дороге, у реки, на реке. О гаданиях жителей Пермского края мы писали здесь.

Жители села Верх-Иньва в полночь садятся у нежилого дома и напрягают слух, чтобы услышать разговоры или действия домового чуда. Как говорили, нельзя услышать какие-то прямые, точные предсказания. Чуд говорит загадками, которые нужно «расшифровать», интерпретировать. Например: «Мый нö керан?» – «Парёнка пöжа» (Что делаешь? – Парёнки готовлю) – к болезни; «Öтiк öшис, арнас кыка адззисясö» (Один потерялся сейчас, а осенью два найдутся) – зимой умрёт отец, а осенью родятся два племянника. Если прислышится звон колокольчиков – будет свадьба, если плач ребёнка – к пополнению в семье.

В деревнях в Ёгвинской и Ошибской стороне молодежь гадальные «слушанья» устраивала у банной стены или на берегу речки. Самые смелые гадали на гумне , у овинного входа. Вот что приключилось с одним парнем. Крещенским вечером парень слушал чудов на гумне. Сидел на телячьей шкуре, предварительно очертив вокруг неё круг. Долго сидел, но ничего не услышал, лишь под шкурой что-то пошаркивает. А это, якобы, к тому, что летом придется копны возить. Вдруг парню стало не по себе: всё ли в порядке? Открывает глаза – видит, что сидит он на шкуре, а она уже не на гумне, а на речке, возле проруби! Хвост телячий уже в воде! Ещё бы чуть-чуть – и затащил бы чуд в прорубь! А всё из-за того, что хвост за линию круга вышел.

Слушать чудов обычно по одному не ходили. Это делали только самые отчаянные. А так, ходили группами по 5-7 человек. Считалось, что число гадальщиков должно быть нечётным, но, конечно, это не всегда соблюдалось. Андрей Гагарин из Большой Кочи рассказывал такой случай: собрались как-то девушки, сразу 70 человек. Позвали с собой мельника и пошли на речку, километров за пять от Кочи. Постелили овчину, сели, закрыли глаза и стали гадать. А лёд вокруг них взял и треснул, и все 70 человек утонули. Сейчас это место так и называется «семидесятиголовая старица»…

Помимо гаданий-слушаний других «методик» заглядывания в своё будущее в святочную пору было довольно много.

В деревне Заречный Пешнигорт Кудымкарского района совсем ещё недавно (в 1950-е годы) был известен способ гадания на скамье. Для этого бралась скамья, ножки которой были вырезаны из сучьев дерева. В избе собиралась молодёжь, скамью ставили на середину. Произносилось трижды заклинание: «Четыре князя, четыре долони, четыре пальца. Я этими словами буду говорить: отец и мать!». После этого гадающие клали руки на скамью вниз ладонями, каждый со своего края. Заклинатель прижимал руки гадающих к поверхности скамьи поплотней и читал про себя: «Разыграйся, кровь молодецкая, разыграйся, алая, разыграйся могучая! Разыграйся, кровь, разыграйся, кровь, разыграйся, кровь! Разыгралась кровь – подымайся вверх! Встань, скамья, на две ножки, отвечай нам, что спросим». В том случае, если скамья не вставала, заклинание повторялось.

По воспоминаниям организатора этого гадания Е. Яркова, случалось, что скамья вставала на две ножки и ждала вопросов. Сначала гадающие проверяли, будет ли она правду говорить. Её спрашивали: сколько поленьев в избу занесено? Сколько челпанов хлеба лежит на столе? А потом задавали личные вопросы: когда я выйду замуж? Когда я женюсь? Скамья отвечала, стуча по полу ножками – раз, два, три, четыре, пять…

Самым доступным и распространённым видом гадания в домашних условиях (особенно для девушек) было гадание с зеркалом и водой при свече. В Пешнигортской стороне гадали так: два зеркала устанавливали друг против друга таким образом, чтобы в том зеркале, куда будут смотреть, образовался «тоннель» из зеркальных рамок. Зажигали свечу и при её свете перед зеркалом всматривались в этот «тоннель». Если повезёт, можно было увидеть своего суженого.

Ещё один способ гадания на суженого: брали пару вёдер, пару корзин, кружек, дверей, шкатулок и другие предметы и закрывали на замок в помещении. Закрывали на ночь, а ключ брали под подушку. при этом говорили: «Приходи, суженый, за ключом!». Если приснится, что придут за ключом, значит, скоро позовут замуж, если приснится конкретное знакомое лицо, то это твой будущий муж. Одна девушка так гадала, и ей приснился водяной. Он ей сказал: «Ты закрыла не вёдра, а прорубь на речке. В то время я был на суше. Пусти, а то погибну». Девушка пожалела и открыла замок. А весной того же года она стала тонуть, но её спасли – водяной отблагодарил.

Эту же цель преследовало гадание, когда под подушку клали расчёску, платок или связывали вместе два лаптя подвязками, вставляли валенок в валенок, или же на ночь выносили во двор гребень, щеть, расчёску, чтобы на утро посмотреть, какого цвета в них оказались волосинки: черные – быть мужу брюнетом, рыжие – шатеном, белые – блондином.

Жительница деревни Егорова Кудымкарского района А. Бразгина рассказывала Василию Климову, что как-то гадала в бане. Поздним вечером через сито высеяла золу на полок и пожелала видеть на золе отпечатки обуви суженого. А наутро увидела отпечатки лаптей, что означало, что выйдет за крестьянина. Так и случилось. Если бы были следы сапог, то вышла бы за горожанина или богатого деревенского парня.

А. Бразгина ещё вспоминала, что её соседи гадали, оставляя золу за печкой в избе, смотрели в воду и в зеркало, две девушки даже осмелились оголить и подставить свои ягодицы домовому. Когда касалась мохнатая лапа, то это предвещало богатство в будущей семье, если касалась холодная лапа. то это к бедности.

О суженом можно было ещё судить по полену, вынутому из середины поленицы: суковатое – муж будет неуклюж, некрасив / жизнь с мужем будет трудная; прямое и без сучков – красавец / жизнь будет хорошая…

В старину верили, что в период Святок нечистая сила особенно была активна. Чуды, вакули, шуликуны, черти бегали по земле и всячески «веселились».

У коми-пермяков в эту пору раньше был обычай: мужики садились на лошадей и скакали во весь опор по улицам. Такие скачки назывались «Чуддез вашетлыны», то есть «чудов гонять/топтать». Точно такой же обычай раньше был у коми-зырян в Вологодской и Архангельской губерниях.

Как писал Иван Смирнов в своей работе «Пермяки», в Крещение между заутреней и обедней около церкви собирался народ – верхом на лошадях, с кольями, нагайками. На месте могло набраться до 100 человек и более. Они скакали на лошадях – топтали чудов и гоняли их до другой деревни. Чуды бежали из деревень в воду, в избы зайти не могли. Даже если заходили в дома, то чтобы они не укрылись в тёмных углах, старухи и дети выгоняли их кочергой, крича: «Чуд, мун татiсь!» (Чуд, уходи отсюда!).

В наши дни у коми-пермяков и коми-зырян в отдалённых деревнях обряд по топтанию чудов может осуществляться с помощью машин и тракторов. Всё из-за того, что свою лошадь сегодня уже мало кто держит дома.

При расспросах Смирнова у коми-пермяков о том, что это за существа такие – чуды, те говорили, что это духи, которые появляются на земле в то время, которое приходится ровно через полгода со времени цветения ржи. Они расхаживают, указывая людям, что с ними будет.

Источники:

1) Климов В. В., Чагин Г. Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005. – стр.99, 100, 101, 102. / КПОГА. СИФ. 317/к

2) Силькан №1-2, 1995 г. / КПОГА. Ф.Р-195. Оп. 1. Д. 1. Л. 103 об.

3) Материалы по коми-пермяцкой демонологии: монография / авт.-сост.: А. В. Кротова-Гарина, Ю. А. Шкураток, А. С. Лобанова, С. Ю. Королёва, И. И. Русинова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020 / КПОГА. СИФ. 1480/к. С. 21, 22

4) Смирнов И. Н. Пермяки: историко-этнографический очерк / [соч.] И. Н. Смирнова. ‒ Казань : Типо-лит. Имп. Каз. ун-та, 1891. – 289 с. / КПОГА. СИФ. С. 281, 282