Как будут бороться с ростом цен на куриные яйца в России

0
1272
Фото: Константин Седегов, ПН

Яйца дорожают и дорожают. По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, яйца повторяют судьбу куриного мяса, которое подорожало с начала года на 36%. Яйца – уже на 32%.

В чем причины такого скачка? – Во-первых, сезонное повышение, которое всегда случается перед Новым годом и перед Пасхой, – приводит слова руководителя Росптицесоюза Галины Бобылёвой КП. – Во-вторых, повлияли и инфляционные процессы. Вы же сами видите, как поднимаются в цене корма, запчасти к оборудованию на птицефабриках, упаковка и т. д. В-третьих, повышается спрос. Но при этом объём производства яйца не снижается. В этом году он будет на том же уровне, что и в прошлом – примерно 46 млрд штук. То есть дефицита яйца на рынке нет! Вы и сами видите, сколько его представлено на прилавках! В любом магазине есть разные категории от разных производителей.

Заместитель генерального директора Российского птицеводческого союза Елена Степанова объясняет, что ажиотаж с ценами инициирован торговыми сетями.

– Долгосрочных контрактов, где объёмы и цена зафиксированы, не так много, – говорит эксперт. – Остальные объёмы закупаются по тендерам на бирже. Там цены, как правило, выше, чем по долгосрочным контрактам.

Наценка в 5% Так как яйцо входит в список социально значимых продуктов, то цены на него контролируются государством. По этой причине Федеральная антимонопольная служба предложила торговым сетям ограничить наценки на яйца до 5%. Эксперты обеими руками за.

– Росптицесоюзом такое предложение вносилось несколько лет подряд, – говорит Галина Бобылёва. – Предложение ФАС очень разумно.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ тоже поддерживает решение ФАС. Оно поможет стабилизировать цены в интересах, прежде всего, малоимущих россиян.

– Яйцо входит в категорию незаменимых продуктов, – объясняет он. – Виды мяса мы можем заменить один на другой, а яйцо нет. Но и делать его слишком дешёвым тоже не нужно, цена должна устанавливать баланс между спросом и предложением.

Экспорт и импорт Для стабилизации цен на яйца на внутреннем рынке Минсельхоз предлагает еще две меры. Первая – обнуление пошлин на импорт яиц.

– Импорт яйца в России идет из Белоруссии и Казахстана, – поясняет Елена Степанова. – Это устоявшееся тесное сотрудничество. Нужна ли нам беспошлинная мера, если мы в состоянии сами решить проблемы своего внутреннего рынка? Нужно лишь грамотно выстраивать взаимодействие с торговыми сетями.

Вторая мера – ограничение на полгода экспортных поставок. Еще 3 ноября Минсельхозом был подготовлен Проект Постановления Правительства «О введении временного запрета на вывоз пищевого яйца домашних кур из Российской Федерации» с 1 декабря по 31 мая 2024 года.

– С одной стороны, в случае запрета на вывоз, больше продуктов пойдет на внутренний рынок, – говорит Петр Шелищ. – С другой, производители лишатся доли прибыли, потому что за границу мы продаем яйца по более высокой цене.

Представитель Росптицесоюза Елена Степанова объясняет более подробно. Нынешний объем яичного экспорта составляет около 500 млн штук. Это всего лишь 1% от общего производства. И вряд ли этот процент сыграет роль. Зато добавит ряд других проблем.

– В основном, наше яйцо экспортируется в Монголию, и экспортерами являются предприятия Иркутской и Читинской областей, – рассказывает Елена Степанова. – И если им сегодня запретят экспорт яйца, оно останется в этих регионах, которые и без того по самообеспеченности имеют очень высокий процент (по Иркутской области 156%). Это значит, что спроса на внутреннем рынке на этот объём не будет. Предприятия будут вынуждены сокращать производство, рабочие места. Плюс понесут серьезные расходы и убытки по части выплаты штрафных санкций, предусмотренных контрактами. Предприятия Иркутской области уже более 20 лет поставляют в Монголию продукцию, они хорошо зарекомендовали себя на этом рынке, занимая его существенную долю. И если на полгода (как планируется) Минсельхозом будет введен запрет на экспорт, наши предприятия на этот рынок вряд ли вернутся. В итоге, мы потеряем гораздо больше, чем приобретем.