Пера – главный герой преданий как у коми-зырян, так и у коми-пермяков. Люди верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Согласно еще одной легенде, Пера встретил будущую жену Зарань на небе, куда поднялся по радуге, когда среди светил увидел небесный огонь и захотел добыть его.

В 1771 году академик Иван Лепёхин писал в «Дневных записках»: «Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили. Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным. Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известные земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять. К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети. Сей батырек назывался Перя, из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его семейство называлось Перяки, и после оно перешло и к его соседям, а во времени для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки».

Согласно мифологическим сюжетам, Пера обладал нечеловеческой силой. С охоты он приносил на спине по два-три лося. Он вытаскивал застрявший воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все бревна, заготовленные им для строительства дома. У силача был и недюжинный аппетит: он мог съесть десяток порций пельменей и выпить бадью вина.

Согласно этнографу Николаю Конакову, наиболее распространенным является текст, в котором объединены два сюжета: Пера – защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера – победитель лешего. Логическая связь этих сюжетов объясняется достаточно легко: Пера в благодарность за победу над врагом получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, его прежний хозяин. Пера вступает с ним в единоборство и во многом благодаря хитрости побеждает его. Но в отдельных текстах сюжеты расположены в обратном порядке. В то же время обязательны и неизменны следующие детали: поход Перы происходит зимой, он отправляется в путь на лыжах. Вражеское войско двигается с юга относительно Коми края. Предводитель вражеского войска находится в огромном огненном колесе.

Борьба Перы с лешим заканчивается смертью последнего. Пера встречает в лесу лешего и вступает с ним в единоборство. Сначала они меряются силой. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнем к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра, и Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя березовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалеку. Леший, решив, что Пера уснул, бьёт в чурбак копьём с серебряным наконечником. Пера в это же время стреляет в него из лука. Тяжелораненый леший бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень, где у него был дом, и умирает на его пороге.

Относительно смерти Перы существует несколько версий. Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушел в Парму, и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между березой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лег в заранее изготовленный кедровый гроб и умер.

К образу Перы в свое время обращались фольклористы Юрий Рочев, Василий Климов, этнограф Алексей Сидоров. В 1966 году была опубликована повесть Владимира Муравьева «Пера-богатырь с берегов Лупьи». Василий Лыткин в 1967 году написал предание в стихах «Пера-богатыр». Александр Клейн обращался к образу Перы в своих пьесах-сказках «Камень жизни» (1966 год), «Ожерелье Сюдбея» (1973 год), «Волшебный камень, или книга Белой Совы» (1977 год). Коми народные сказки о Пере-богатыре выходили в литературной обработке Петра Столповского, Фёдора Плесовского.

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Пере-богатыре сделали известные художники Республики Коми Аркадий Мошев, Василий Игнатов и коми-пермяк Виталий Оньков.