Хотелось бы вам в детстве получить письмо из «Хогвартса»? Моя дочь грезила этим с начальной школы. И в шестом классе её мечта отчасти сбылась – как и Гарри Поттер, Полина поступила в необычную школу.

– А это, мам, специально для тебя, – говорит Полина, заходя в спальню с ноутбуком и включая громкость на полную. На экране вижу знакомые чёрно-белые силуэты чирлидерш и слышу дорогого мне Кобейна.

– Да, Нирвана до сих пор остаётся легендой, – комментирует Полина учительница музыки. Я одобрительно качаю головой. Поля ухмыляется, ей больше по душе «Король и Шут». Хотя с удовольствием слушает и Чайковского. А благодаря школьным урокам музыки открыла для себя The Beatles, Высоцкого, Queen.

О, эти уроки музыки! Они были невероятны! Шли по вечерам, благодаря чему мы с мужем иногда тоже подсаживались к Поле. Кстати, это была его идея выбрать по музыке такую программу – «Эстрада». И он угадал. Поля с удовольствием вникала в тему.

Но давайте по порядку. Что это за такие уроки музыки, на которых проходят «Нирвану» и «Битлз»? Каким таким образом родители могли посещать их вместе с ребёнком? Почему они шли по вечерам? И разве по музыке в школе есть разные программы?

Как мы там оказались С прошлого года моя дочь учится в необычной школе – в Фоксфорде. Это онлайн-школа для учеников 1-11 классов, где занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Проект является резидентом «Сколково».

Перейдя в шестой класс обычной школы, Полина стала часто болеть. У неё пропал энтузиазм к учёбе. Хотя пятый класс проучилась легко и неплохо (с одной «тройкой» в аттестате). Раз в две недели она стала выходить на больничный. Из-за этого начала страдать не только учёба в школе, но и дополнительное образование – плавание и рисование.

О Фоксфорде я узнала от коллег. Они перевели туда младшего сына – талантливого и подающего большие надежды скрипача. Им было важно, чтобы он больше времени посвящал музыке, чем (цитирую их) «просиживанию штанов» в школе. Фоксфорд произвёл на них большое впечатление. Часто на рабочих планёрках они увлекательно рассказывали о том, как здорово построено там обучение.

Поэтому, когда в очередной раз после недели больничного мы с Полиной снова оказались в очереди к педиатру, я поняла, что нужно что-то менять и нам. И мы решились.

Чему учат Обучение в Фоксфорде платное. Для нас наступивший учебный год (с учётом хорошей скидки) обошёлся в 56 000 рублей. Для учёбы нужен ноутбук или компьютер, Интернет, тетради и канцтовары. Учебники у Фоксфорда свои (одни из лучших в стране) – в электронном виде.

Расписание выглядит так, но оно тут не полностью вошло в кадр. Фото предоставлено Еленой Истоминой

Предметы в школе те же, что и в обычной. Но сама программа глубже и насыщеннее. И уже в шестом классе есть информатика, причём с обучением программированию. Правда, нет технологии. А по ИЗО и музыке можно выбрать профильное направление. Мы выбрали «Искусство в жизни (дизайн)» и «Эстрадную музыку». Нам также были предложены дополнительные занятия – «Страноведение» и второй иностранный язык (мы выбрали немецкий).

Кроме обычных уроков каждую неделю проводятся консультации по математике, русскому и английскому языку. На них учителя подробно разбирают с детьми домашнее задание, прошедшие проверочные и контрольные работы – те, по которым у детей возникли вопросы, делятся лайфхаками.

Есть и внеурочная деятельность – развлекательные уроки, где дети углубляют свои знания и расширяют горизонт. На одном из таких мероприятий учитель биологии разбирал с детьми животный мир из фильма «Фантастические твари и где они обитают». На этой неделе их ждёт «Еда из любимых аниме», «История появления сериалов».

Расписание Нам на выбор предложили три расписания. Мы выбрали наиболее комфортное для Полины – то, где уроки начинаются с 10:00. Полина – «сова», поэтому ей важно дольше поспать.

Это урок русского языка. Фото предоставлено Еленой Истоминой

Каждый урок длится 45 минут. Далее даётся 15-минутный перерыв. В этом учебном году у Полины многие уроки идут сразу парой, как в университетах.

Каждый урок записывается, запись сохраняется на весь период обучения. Поэтому если ребёнок пропустил урок или что-то в нём недопонял, у него есть возможность вернуться к нему и посмотреть запись. И это касается уроков даже с прошлых учебных лет.

Как проходит урок Ребёнок выходит на платформу Фоксфорда, в свой личный кабинет и в назначенное время подключается к уроку. Экран разделён на три части: в одной части ребёнок видит преподавателя, во второй – чат для общения с преподавателем и одноклассниками, в третьей (самой большой части) – интерактивную доску, где учитель публикует материал урока и задания.

Презентация к уроку делается очень качественная, профессиональная. И разрабатывает её методист. Это очень важно. Учитываются все моменты. И то, что, по статистике, человек воспринимает на слух только 13% информации, а 75% – зрительно. И то, что важен разный формат подачи информации: Фоксфорд использует и квизы, и опросы, и интерактивные задания. И то, что на уроках применяются методы и интервального, и циклического повторения, чтобы задействовать долговременную память и сохранить знания.

Оценки за работу на уроке не выставляются. Выполняя интерактивные задания, ребёнок получает, как в компьютерной игре, ХР – баллы. Этими ХР потом можно оплатить часть обучения или какие-нибудь дополнительные курсы. У ребёнка есть мотивация (и весьма хорошая) зарабатывать ХР.

То, как ребёнок выполняет задания на уроке, преподаватель видит. Если много неверных ответов, то он снова объясняет недопонятый детьми материал.

Важно ещё и то, что преподаватель не ругает детей, не обзывает их и не сравнивает друг с другом, относится к каждому ребёнку с уважением. Если даже в чате кто-то из детей начинает писать: «Я уже всё сделал, что вы так долго», преподаватель объясняет, что у каждого свой темп, и сравнивать себя с другими – неприемлемо. Это дорогого стоит!

Преподаватель такой весёлый, попросил их ответить честно на вопрос. Те, кто выбрал 3, он объяснил, что такой подход им будет мешать, поэтому его нужно изменить. Фото предоставлено Еленой Истоминой

Есть ли «домашка»? «Домашка» заслуживает отдельного внимания. Задания очень интересные. Например, в прошлом году, разбирая на обществознании то, что собой представляет экономика (производство, сбыт), детям предложили посмотреть отрывок мультфильма «Зверополис». Оказывается, в этом мультфильме есть яркий пример этих явлений – там, где главный герой Лис зарабатывает на офисных работниках-хомяках. Причём он это делает неэтично. И ребёнку это тоже предлагается оценить.

Почти все домашние задания выполняются в электронном виде, но периодически ребёнку предлагается что-то выполнить в тетради, сфотографировать это и отправить преподавателю. Что касается иностранных языков, то здесь ждут и аудиозаписи от ребёнка, чтобы оценить произношение и дать советы. Проверив выполненные вручную работы, преподаватель отправляет ребёнку подробную обратную связь.

И ещё отдельно прямо Фоксворд присылает план по домашке, по дополнительным урокам и внеурочным мероприятиям. Ты получается в курсе того, что тебе надо делать. Фото предоставлено Еленой Истоминой

А это вообще всё законно? Да, в рамках закона. У Фоксфорда есть лицензия. В конце каждого учебного года мы получаем аттестат, как и в обычной школе. Какие же оценки туда ставятся, если ребёнок получает на уроках ХР? Год разделён на триместры. По окончанию каждого триместра ребёнка аттестуют по всем предметам и выставляют оценки. Итоговые годовые оценки формируются из того, как он сдал аттестацию в каждом триместре.

Но в девятом классе Полине придётся выбрать школу, куда она сможет прийти и сдать ОГЭ очно. То же самое и с ЕГЭ в 11 классе. Дистанционно сдавать эти экзамены нельзя.

Очень благодарна Оксане Михайловне Созоновой из нашего городского управления образования за консультацию. Когда мы решили перейти в Фоскфорд ,она подробно нам объяснила все нюансы, перепроверила, есть ли у школы соответствующая лицензия, помогла с оформлением документов.

А как же общение? В Фоксфорде для детей созданы специальные чаты и мессенджеры для общения. В больших городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге – в выходные и праздничные дни детей собирают и водят на экскурсии, мероприятия.

Но Полина общается и с бывшими одноклассниками. За это мы очень благодарны её бывшему классному руководителю Ольге Николаевне Рахманиной и директору школы Ольге Леонидовне Быковой. Они всегда рады видеть Полю на внеурочных классных мероприятиях – чаепитиях, походах в кино и в театр. Они только «за», чтобы Поля поддерживала связь и с обычной школой.

Фото предоставлено Еленой Истоминой

Комментарии

Полина ИСТОМИНА, 13 лет: – Учителя не кричат. По-доброму объясняют тему. Учитель геометрии называет нас «котиками». А учитель биологии ведёт урок со своей морской свинкой Ричардом. Мне понравилось писать конспекты уроков, красиво оформлять их. Этому научил меня другой учитель биологии – тот, что был в прошлом году. Оказалось, это важно. Если есть конспект, легче делать домашку. Очень нравится литература. Мы не только читаем, но и смотрим фильмы по прочитанным книгам. Читаем много – и книги про Гарри Поттера, и про Питера Пэна. В обычной школе такого не было.

Елена ИСТОМИНА, мама Полины: – Такая учёба подойдёт не каждому. На родителей и самого ребёнка ложится больше ответственности. Но это прекрасная альтернатива для тех, кто готов её взять на себя и кому в обычной школе некомфортно. Самое главное для меня – Полина перестала болеть, она расслабилась, ушло напряжение, у неё снова появился интерес к учёбе. Уже за первый месяц учёбы в Фоксфороде она стала на «ты» с ноутбуком. И даже меня научила некоторым вещам, которые узнала на программировании. У неё хорошо продвинулся английский язык. Я рада, что сегодня есть такие возможности для детей.

Елена Истомина, специально для «ПН»