Два региона – Пермский край и Республика Коми – заинтересованы в том, чтобы трассе Пермь-Кудымкар-Сыктывкар присвоили федеральный статус. Это предложение озвучили и Минстрой Республики Коми, и Федеральное управление дорог «Прикамье». Если эту идею поддержат в Москве, на севере нашего округа, скорее всего, будет не только дорога лучше, но и начнет развиваться малый бизнес: лесозаготовка, кафе, магазины, АЗС. 

– Дорога – это жизнь, – утверждает бывший начальник производственного отдела дорожного комитета Михаил Попов. – Я в свое время ездил и видел, как развивались и росли маленькие полузаброшенные деревни вдоль федеральной трассы. Начиная с вагончика, потом уже кафе, магазины. Все деревни небольшие жить и развиваться начинают. 

Строительство дороги всегда дает толчок экономическому росту. И этот толчок коми-пермякам обещали еще 10 лет назад, когда объединяли автономный округ с областью. Автотрасса Пермь-Кудымкар-Сыктывкар должна была стать частью транспортного северного коридора.

По федеральной программе «Транспортная инфраструктура» на строительство этой дороги было выделено 6 млрд рублей. Но экс-губернатор края Олег Чиркунов решил построить на эти деньги Восточный обход Перми. 

– Я сам ездил в Москву, в Росавтодор, – вспоминает Михаил Попов. – Потом даже официальное письмо было, что Москва эти деньги уже выделила, и как их распределили в крае – не к ним вопрос. 

После завершения процесса объединения, про строительство дороги и передачу ее в федеральную собственность все забыли. На тот момент рассматривался вариант, что на федеральный уровень переведут две трассы: Карагай – Афанасьево и Пермь-Кудымкар-Сыктывкар. Трассу Пермь-Карагай-Киров признали федеральной, а Пермь-Кудымкар-Сыктывкар – нет. 

Учредитель ООО «Северный Альянс», депутат краевого ЗакСобрания Владимир Хозяшев говорит, что губернатор края Максим Решетников поддерживает идею передачи этой автодороги на федеральный уровень. Поскольку, во-первых, на содержание 1 км дороги регионального значения в год выделяется 250 тысяч рублей, а на содержание федеральной дороги в два раза больше – 500 тысяч рублей. 

– Если, грубо говоря, 300 километров дороги – это сколько денег сразу в бюджете экономится. Если сейчас на содержание деньги идут с дорожного фонда краевого бюджета, то будут идти с федерального. В бюджете края сразу больше чем полмиллиарда рублей высвободится. Может быть, муниципалитетам на развитие эти деньги дадут. 

Владимир Хозяшев, депутат ЗакСобрания Пермского края.

Сегодня трасса Кудымкар-Гайны-Сыктывкар практически пустует. Несмотря на то, что, кроме периода межсезонья, там можно проехать. Водитель автобуса турагентства «Ваш Мир» Аркадий возил в сентябре по этой трассе делегацию коми-пермяков на Международный финно-угорский форум. За время пути от Гайн до Республики Коми ему встретились лишь две большегрузные машины и одна машина леснадзора.

Трасса Пермь-Кудымкар-Сыктывкар бывает такой… Фото: permnew.
И такой… Фото: kk.kadet.website.

Автобус по маршруту «Пермь-Сыктывкар» ездит через Кировскую область всего два раза в неделю – это потому, что нет большого пассажиропотока. Но это не значит, что дорога Пермь-Кудымкар-Сыктывкар при приведении ее в надлежащий вид будет невостребованной. 

Предприниматель Андрей Надымов, который занимается грузоперевозками, говорит, что если откроют дорогу на Сыктывкар, то движение там будет. В основном, будут ездить большегрузы. 

– Поедут не только с Кудымкара, – рассуждает Андрей Надымов. – Сейчас федеральная трасса идет через Киров, и все и из Екатеринбурга на Москву едут через Киров. Будет дорога – поедут через нас. Все наши 100% там поедут, и другие тоже. 

Начнет развиваться и лесозаговка. Если сейчас, к примеру, в той же Усть-Черной нет дороги, соответственно, нет возможности заехать на погрузку и вывезти пиломатериал, то при наличии дороги этой проблемы не будет. 

– Мы и так отдаем пиломатериал дешево, – делится хозяин пилорамы в Усть-Черной, свое имя он просит в газете не указывать. – Если в Кудымкаре куб стоит шесть с половиной- семь тысяч рублей, то я максимум за пять отдаю. И сейчас вообще не пилю – заезда нет, вывезти нельзя. Складировать пиломатериал смысл какой? Сгниет и все. Будет дорога – и из Сургута, и с Тюмени попутно будут заезжать, пиломатериал вывозить.

Схема: Артем Никитин, “ПН”.

Автор: Яна Яновская.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. дорога нужна,но если говорить о содержании её,то сегодня эту дорогу от усть-чёрной до гаин ,обслуживают отвратительно.1км дороги стоит250000 руб,то куда уходят деньги.Мы платим дорожный налог как все граждане нашей страны,но дорога регионального содержания желает лучшего.

  2. Автор Яна Яновская чуть-чуть неправильно преподносит суть статьи, а может неправильно ёё понимает. Слова предпринимателя Андрея Надымова надо воспринимать с некоторой долей скепсиса. Я буквально два дня назад частично проехал по этой дороге от Сыктывкара через часть недостроенной дороги от В. Максаковки до Веселовки через грязь (хотя эту грунтовку грейдирует грейдер), затем частично оставшийся участок до Веселовки хорошая асфальтированная дорога (правда, старая), потом вновь отремонтированная дорога от Веселовки почти до Лопыдино, и затем снова старая в аварийном состоянии дорога почти до границы Пермского края. А дальше, насколько я знаю, снова участок грунтовой дороги до Гайн. По пути попался один большегруз-фура и несколько легковых машин… Логистику, которую предлагает ваш предприниматель, вообще нельзя считать правильной. По его словам все едущие из Екатеринбурга, и из Сургута, и из Тюмени на Москву и далее, минуя Киров, будут заезжать в Сыктывкар. Но для начала посмотрите на карту: зачем водителям делать крюк на север длиною до 500 км если все основные транспортные потоки идут на Москву, на Санкт-Петербург, на питерские порты, на южные порты? Недаром основными транзитными городами являются точки соединения запад-восток и север-юг, а именно Киров, Вологда, Череповец, Ярославль, Казань и т. д. Но никак не Сыктывкар. Он мог бы быть одной из транзитных точек, если бы существовала автодорога на Нарьян-Мар (пока строится и отсутствуют мосты через Печору и реку Лыжу), если бы была дорога на Архангельск с портом (на эту дорогу снова же удобнее ехать через Киров), а дорогу от Куратово до Котласа Архангельской области надо также приводить в нормативное состояние, от которого она пока далека (хотя работы этим летом частично уже сделаны). Если бы претворили в жизнь один из последних проектов по строительству глубоководного незамерзающего порта в Индиге Архангельской области, или железнодорожной магистрали Белкомур. Так что не всё так просто как хотят некоторые предприниматели. Хотя, если бы была эта дорога полностью в нормативном состоянии, какое-то оживление было бы по этому маршруту. И чтобы стать трассой роста надо приложить ещё немало усилий, чтобы весь север России был точками роста…