
14 августа краевед, преподаватель и исследователь Ольга Остякова поехала в Гайнский район, в городище Мöдгорт, чтобы самолично увидеть место рождение Перы-богатыря и место его смерти.
– По местному преданию здесь родился, а потом в конце жизни и погреб себя сам в могилу Пера-богатырь, – рассказывает на своей страничке в ВК Ольга Остякова. – Собирались сюда семь лет, все-таки не ближний свет: семь часов езды на автобусе, потом три часа на вездеходе и почти два часа пешком, и всё время строго на Север, итого половину суток нужно, чтоб добраться сюда из Перми. Но событие стоит того! Здесь атмосфера первозданной природы, чистейший воздух и ручьи, и… неземная красота старых городищ древних героев.

На высоком берегу речки Лупьи, где родился Пера это сама деревня Мöдгорт, уже давно заброшеная. Учёные датируют её 17 веком, но люди здесь косили луга для скотины, поддерживая дух деревни, до начала 19 века. Название деревни с коми-пермяцкого означает «Иное городище», «другой мир» или «необычный город». Жители соседних деревень называют это место Ен-му, «Божья земля», «Земля богов». Кстати, «Ен» с прапермских языков (остяцких) означает «десятка». Имя же Пера означает «первый» или «перший», как говорят на местных диалектах.
Деревня Мöдгорт окружена глухой тайгой, ближайший жилой посёлок от этого места в четырёх километрах перед Мöдгортом. Это посёлок Жемчужный, перед Жемчужным – Серебрянка, Мысы и более, пожалуй, из жилого на протяжении 100 километров от Гайн до Мöдгорта, в настоящее время больше ничего и нет. Дороги проезжие до этого места только в жаркое лето вот как в этом году, дождей не было, поэтому они не размыты.
На урожае современников отсутствие дождя, конечно, отразилось неблагоприятно, зато для путешественников и кочевников открылись древние дороги! Да и для древней чуди, занимавшейся собирательством, жара была не помеха. Да и на городище в такую жару полно грибов и разнотравья. Проводник Ольги Остяковой рассказал, что ещё в 20 веке жители этих деревень спокойно ходили по лесным тропам не только по всему Коми-Пермяцкому округу, но и в соседнюю Коми-Зырянскую республику, где, кстати, по преданию же, и проживала духовная сестра-супруга Перы, Зарань. За два же часа на своих «волшебных лыжах» он достигал коми-зырянского края. Оба посвятили свои жизни своему большому Предназначению, оба стали основателями новых племен: Пера – основатель коми-пермяцкого племени, а его супруга-сестра Зарань – основательница коми-зырянского. Как и все «бессмертные», оба обладали большой миссией, поэтому не страдали комплексами ревности, семейных привязок, манипуляций и другими заморочками, свойственными смертным.
Сразу за деревней Мöдгорт находится старый могильник. По преданию, будучи в глубоком возрасте, как и было заведено традицией, вождь пермяков Пера сам себя погрёб в могиле, которую сам же для себя и приготовил. Был вождь 2,5 метра ростом, как и его брат Мизя, друзья Пеля да Чажег, в общем, как и полагалось всем божественным богатырям. Была у него и команда из 12 дружинников, каждый имел своё судно, на которых все вместе и сплавлялись по «Великим Рекам»: Каме, Волге, выходя с дружиной в открытые моря и завязывая дипломатические отношения с другими странами. От спутницы же Зарни Ань пошёл женский путь «антуй», «великий материнский путь». Зарань считается Великой Праматерью не только зырянского народа, но и многих народов Урала: манси её знают как Сорни Най, ханты её же называют Торум Анке, а самодийцы – Нга-я-тар. От Перы да Зарани пошли «семь сыновей и семь дочерей», а это значит, что они установили 14 лайя-центров, природных храмов, мест сил.
В 1936 году на могильнике Мöдгорта велись раскопки органами НКВД. Были обнаружены кости гигантов, огромные могилы. Гигантский череп какое-то время лежал в местном музее, а потом вместе с костями гигантов был увезён «на экспертизу» и как это у нас водится, «всё потерялось». Останки в могильниках были забетонированы и воткнут мощный железный столб с надписью «НКВД». Столб здесь стоял ещё недавно, а в этом году загадочным образом исчез и он.
Что в этих могильниках? Мы уже знаем, наши прапермские божественные предки, чудь. Родители Перы, основателя Перми, были чудин Кудым Ош и мансийская княжна Костэ. Все жили по законам Природы, умело сотрудничали с ней, а когда приходило время, просто растворялись в ней, не навязывая ни себя, ни свой образ жизни и мыслей другим как обузу. Сохранились «Рунноэзы о 12 подвигах Перы-богатыря», напечатанные в журнале 1940 года издания, инициируемым самим Сталиным, в журнале «Дружба народов». Сохранились предания о его 12 дружинника. Сохранилась память о том, что перед погребением себя в могилу Пера «раздал 12 дубовых столбов своим односельчанам», т. е. передал свои знания 12 «столпам», своим ученикам. Так жили и трудились наши предки, строя три Круга Жизни: Фамильное-Родовое-Народное или личностное-коллективное-общественное. Современные исследователи идентифицируют Перу, «первого бога» с самим прабогом Перуном, который умел создавать «коло Руси» из своих 12 столпов, жил на Мидгард-земле, летал на «волшебных вайтманах». Первый бог один, а имен у него множество.
Ольга Остякова занимается исследованиями родного края более 12 лет. В 2014 году ею была написана книга «Народы и боги Биармии». Презентация книги проходила в краевой библиотеке. Затем в течение 10 лет Ольга собирала все уральские эпосы. Собрала 12 эпосов 12 коренных народов Урала, в том числе коми-пермяцкие. Сейчас Ольга Остякова работает над 12 очерками о 12 «местах сил» Карагайского района, так как большую часть жизни прожила там. И ещё многое другое.
Все фото предоставлены Ольгой Остяковой