Семья Савельевых из Верхней Волпы отметила 65-летие совместной жизни. Историю союза узнала Анна Яркова. Оказалось, что «познакомила» Толю и Полину потерянная варежка. А дальше было всякое — и свадьба с размахом, и строительство дома, и смерть ребёнка, и рождение ещё шестерых, и депутатство, и большое хозяйство, и 25 правнуков… 65 лет вместе — это свадьба Железная. Даст Бог, говорит хозяйка, свидимся и на 70-летие. А это уже свадьба Благодатная.

На крыльце встречает седовласая, невысокого роста женщина в цветастом платье. Она широко улыбается и приглашает в дом. На шее у неё розовые бусы, на правом безымянном пальце блестит широкое кольцо. Справа на крыльце висят две золотистых гелиевых цифры 6 и 5, символизирующие 65-летие совместной жизни. За шарами виден стенд с семейными фотографиями.

Фото: Анна Яркова

В простеньком деревянном рубленом бревенчатом доме расположена одна небольшая комната, посреди которой стоит русская печка. В доме пахнет выпечкой. На кухонном столе, слева от входа, лежат коми-пермяцкие кулиги, недавно вытащенные из печки. Хозяйка предлагает присесть и начинает свой рассказ на коми-пермяцком языке.

Фото: Анна Яркова

30 июля Анатолию Михеевичу исполнится 85 лет, Полине Власьевне 84 года. Она моложе его на восемь месяцев.

— Почему-то все произносят моё отчество как Власьевна, хотя я по документам Власовна, — уточняет женщина. — Завтра нас в Юсьву зовут, — гордо продолжает она. — В ЗАГС, поздравить хотят. Я тут дом начала готовить, — показывает Полина Власьевна на два окна без штор и тюля. Остальные два окна ещё с тюлем. — Дети собираются приехать, дом нам с дедом помыть, а я должна его приготовить. Ну, давай, отвлеклись. Начнём.

Анатолий Михеевич скромно садится на стульчик напротив и тихонечко сидит. Позже Полина Власьевна скажет, что муж уже плохо слышит и стал всё забывать, оттого и молчаливый такой.

Женщина присаживается на стул за стол, который стоит между двух окон, скрещивает руки на груди и начинает свой рассказ о том, как они с мужем познакомились.

Цветы для вас
Реклама

Доярка, тракторист и варежка — Сама я из деревни Мартино. Когда я закончила семь классов в школе в Нижней Волпе, пошла учиться в Юсьву в 8 и 9 классы, но не смогла сдать историю и пошла работать дояркой на ферму. Ходила пешком из Мартино до Нижней Волпы три километра. А Толя в это время работал там трактористом. Он уже со школьной скамьи трактористом был. Они менялись, помню. Не помню, почему он картошку на ферму привозил на лошади. В это время как раз мы привезли солому для подстилки коровам, и я тут варежку потеряла. Везде искала, думала коровы затоптали. Домой прихожу и маме боюсь сказать, что варежку потеряла. А я ведь тогда вязать умела. У меня же три брата было и ещё сестра. Я бы ведь быстро её связала. Вот как мы в то время боялись родителей. А мне потом через несколько дней одна женщина сказала, что варежку мою Толик забрал, — тут женщина изменилась в лице, когда вспомнила. — Вот, если бы можно было, я бы тут прямо его придушила. Мне тогда было 17 лет, а ему 18. И он примерно на третьи сутки мне варежку принёс. До этого мы не общались. Я так с ним ругалась, очень ругалась. Был октябрь. Холодно же. Он мне варежку отдал, я его отругала, и он ушёл.

Ребёночек и сваты И с того дня молодой Толик начал приходить на ферму каждый день, ходил почти два года. Позже он сказал Полине, что собирается на ней жениться. А к тому времени молоденькая Полина уже ждала ребёночка, первенца, но сразу сказать ему побоялась. Когда к ней пришли сваты от Толика, мама Полины не хотела отдавать дочь за него. Была очень против. Да и сама Полина в то время не горела желанием выйти замуж.

— Мама мне тогда сказала: «Дочка, не ходи за него», а я ей тогда ответила: «Мама, давай я схожу на неделю, а потом вернусь, чтобы в деревне никто не говорил, что я старой девой осталась», — улыбается женщина. — Так 66-й год вот уже живём. Вот. Родился ребёнок, прожил полгода и умер. Его мама назвала его Геня, Геннадий то есть. Ой, как я плакала, как плакала, помню, — лицо Полины Власьевны сделалось скорбным. Чувствуется, что женщина до сих пор переживает боль потери. — Примерно, через два года родилась дочка Вера. Она тоже умерла, через 50 лет. У неё нашли рак крови. Не сразу обнаружили, — тяжело вздыхает женщина.

Дети каждые два года Каждые два года у супругов Савельевых рождалось по ребёнку. После Веры на свет появилась Таня, потом Надя, за ней Петя, Валя и Толик. Все имена внукам давала их бабушка, свекровь Полины Власьевны Ирина Петровна. Имя последнему ребёнку она решила дать сама, чтобы как бы тем самым подытожить рождение детей. И потому назвала сына Толиком, как его отца и как своего мужа.

Всего у семьи Савельевых родилось семеро детей, потом 12 внуков и 25 правнуков, самому младшему, Стёпе, сейчас три годика. Когда собирается вся семья, в доме находится около 40 человек, это все только самые близкие. Чтобы все уместились, столы накрывают в огороде, на улице. Проводят время очень весело.

Фото: Анна Яркова

Полина Власьевна рассказывает, что в её семье рос ещё один ребёнок — племянник мужа.  Так получилось, что своим родителям маленький Алёша был не нужен, а точнее его очень невзлюбил отчим, который на тот момент начал жить с его мамой. И Алёшу Полина Власьевна и Анатолий Михеевич пригрели у себя. Тогда в семье Савельевых был всего один ребёнок — это Вера.

Семья и партия — За столько лет совместной жизни бывало всякое, и ругались, и мирились, — вспоминает женщина. — Всякое было. Всегда говорю, что я железная и сердце моё будто из стали. Сколько себя помню, я была депутатом, — смеётся женщина. — С 20 лет. Была партийная ещё. Ездила в Пермь, на конференции. А сейчас и не знаю, кто депутат. Сколько всего было работы раньше у депутата. Я почти во всех ближайших деревнях была. Записывали, сколько у кого скотины, какой огород и всё такое.

Типография Асфид
Реклама

Свадьба была с размахом Вспоминает Полина Власьевна и свадьбу. Она состоялась 12 марта 1958 года. Сожалеет только о том, что в то время нельзя было запечатлеть всё на фото, потому что свадьба по тем временам была с размахом. Как вспоминает Полина Власьевна, в дом мужа её привезли на шести лошадях. По традиции, невесту должен был привезти старший брат. У неё старшего брата не было, поэтом её привёз двоюродный брат. И шестёрку лошадей замыкала лошадь, в которой ехали родители с большим сундуком приданого. Лошади были украшены колокольчиками и яркими ленточками. А на свадьбе было более двухсот человек, все жители деревни, более 60 домов.

Свадебное агентство Готрясям
Реклама

— Очень большая свадьба была, как помню, — говорит женщина. — Готовила сама свекровь с дочерьми. Каждому гостю я подарила платок, полотенце или лоскут ткани. Сама я рубашки вышивала, чтобы гостям подарить. И никто без подарка не остался. Представляешь? А когда я работала дояркой, я была передовой. И мне тогда в колхозе дарили тюль. Вот его я в доме мужа и повесила. Вот, люди, помню, тогда заговорили, что дом сразу повеселел.

Венчание — Мы ведь повенчались в 2010 году в Антипино, — показывает на широкое серебряное кольцо Полина Власьевна. — Это дети настояли. И кольца вот нам купили. У Толи тоже есть, только оно ему велико стало. Не носит он его. Не золотые, конечно. Честно, даже не знаю, из чего они. А вон иконы, которые нам в церкви тогда подарили, — машет рукой в верхний правый угол дома женщина, где стоят большие и маленькие иконы.

Хозяйство Раньше семья Савельевых держала и по две коровы, овец, свиней, телят, и лошадь держали 15 лет. Позже лошадь заменили мотоблоком. Сейчас скотины уже нет.

Дому, в котором нынче живут Савельевы и который построили сами, исполнилось 30 июня 55 лет. Под навесом их дома ласточки каждый год разводят свои гнёзда. Есть такое гнездо и сейчас. В ухоженном огороде Савельевых растёт картошка. Дикая яблоня набирает плоды. А рядом на небольшой грядочке растёт горох.

Пока мы с Полиной Власьевной разглядываем ласточек, Анатолий Михеевич в своём преклонном возрасте выходит косить траву в огороде косой.

Даст Бог Прощаясь, Полина Власьевна говорит, что даст Бог, мы увидимся ещё на 70-летие их совместной жизни.

Фото: Анна Яркова