Второго мая жильцы злополучного дома в 12 микрорайоне города могли заселяться в свои квартиры. Могли, но не хотели, называя ситуацию «сущим адом». Чем недовольны люди, почему подрядчик считает себя правым и как так получилось?

После двух лет мыканья по родственникам и съёмным квартирам люди смогли вернуться в свой дом на улице Виталия Онькова, 24а. В построенном для детей-сирот и переселенцев из ветхого жилья доме на этот раз никто не резал ленточек, не говорил красивых слов. 2 мая в 16:00 в доме людей ждали лишь вставленные в замочные скважины квартир ключи и разочарование.

— Пойдёмте, я вам свою квартиру покажу, — Людмила Калина зовёт в свою квартиру № 13 на втором этаже. — Тут должен быть кирпич (она стучит по стене). — Стена словно полая. Кашлянут, всё слышно. Убавили мою квартиру на 15 сантиметров. Я собственник. И я очень недовольна. Вы смотрите, навесной потолок порвали. Мы обои покупали за 2,5 тысячи рулон. А сейчас что?!

Претензий у жильцов много: трещины на стенах, испорченные натяжные потолки и ламинат, поломанные мебель и сантехника, вырванные дверные ручки, розетки и выключатели. Повсюду строительный мусор, внутри стеклопакетов цементная пыль, кругом грязь.

— У меня сломана ручка двери. В квартире стоит чужая мебель, — рассказывает хозяйка квартиры № 26 Людмила Петухова. — Я была вынуждена пригласить полицию, потому что я не хочу нести ответственность за чужие вещи. У меня туалет был опечатан, плита была в туалете, — женщина показывает на электроплиту, стоящую посреди комнаты, — моей квартирой пользовались. А согласие на то, чтобы кто-то жил тут, я не давала. Мне сейчас предоставляют квартиру в худшем состоянии, чем было. Трещин стало больше, чем раньше. Отлив за окном загнут. Я тут не жила. Но и квартирантов не пускала, поэтому квартира была в идеальном состоянии.

В доме душно, плотным полотном в воздухе тянется дымка строительно-цементной пыли, от которой тяжело дышать — она оседает в горле, першит. В двух квартирах на серых обшарпанных стенах нарисованы фаллосы, один из которых дополнен надписью: «Здесь были мы».

— Капитальный ремонт выполнялся в строгом соответствии с разработанной проектной документацией, — отчитываются городские власти в соцсети. — Проведённые работы включают в себя: усиление фундамента, восстановление несущей способности стен, ремонт мест общего пользования, в том числе кровли, подъездов. В летний период дополнительно планируется обустройство дренажной системы и в сентябре — благоустройство придомовой территории (переустройство тротуаров из плитки с установкой бортовых камней) и восстановление отмостки здания.

50 миллионов рублей Подрядчик — ООО «Фортстройплюс» из Чайковского — приступил к работе в ноябре 2022 года, став единственным участником аукциона. Общая сумма контракта на капремонт — 50 млн 369 тыс. 500 рублей. Основные работы — усиление несущих стен и укрепление фундамента, замена кровли на 80%. Работы по контракту должны были завершить к 1 мая 2023 года.

— Администрация нас подгоняла, чтобы мы к 1 мая всё сдали, — рассказывает директор ООО «Фортстройплюс» Виталий Краснопёров. — И сначала надо посмотреть смету и контракт, прежде чем нам что-то предъявлять. Взяли дом — кровля, подвал, стены. Куда ни зайди — везде дополнительные работы. На крышу зашли, должен быть утеплитель 3/4, а его нету. Строители между плитами швы не доделали, там плёнка и утеплитель должны быть — это всё нам пришлось докупать, хотя в смете не заложено. Наша зона действия — укрепление стен, где мы работали, там ни одной трещины нет.

Виталий Краснопёров объясняет, что ещё до начала работ строители просили людей убрать всю мебель, поскольку специфика ремонта не позволяет сохранить её в первоначальном виде. Как и нет возможности установить пожарную сигнализацию, не вскрыв натяжной потолок.

— Унитаз сломанный, может он и раньше таким же был, мы же его не осматривали, не принимали, — говорит мужчина. — Понимаю, у жильцов свои проблемы, но это не ко мне. Все замечания, которые были записаны, все устраняются. Я добьюсь, чтоб акты подписали.

Подтверждают устранение замечаний и местные власти.

— В ходе процедуры передачи жилых помещений собственники обозначили ряд недостатков — отсутствие плафонов, розеток, повреждённые элементы предметов быта, — сообщают городские власти в соцсети. — Перечень этих недостатков оформлен актом и передан подрядной организации для устранения. В настоящее время подрядчик осуществил закупку необходимых материалов и приступил к устранению недостатков, указанных жителями дома.

За свой счёт Несмотря на всеобщее недовольство и возмущение при заселении 2 мая, мнения людей разделились. Одни подписали акты приёмки, другие нет.

— Это сущий ад, — говорит Татьяна, одна из квартиросъёмщиц. — У нас даже смеситель новый был, сняли, нет его. Ремонт надо делать, а куда деваться? С дочкой поговорили, сами будем делать, жить больше негде. Администрация нам сказала, чтоб мы все чеки, счета за косметический ремонт собирали, что возместят потом. Но что-то плохо в это верится.

Практикующий адвокат Андрей Рачёв говорит, что предметом судебного разбирательства возмещение убытков может быть, но обязать администрацию возместить расходы на ремонт и взыскать ущерб будет проблематично. Для обращения в суд нужны будут существенные доказательства причинённых убытков — как было до ремонта, как было после: фотографии, видео.

— Надо смотреть и оценивать каждую квартиру отдельно, — объясняет Андрей Рачёв. — Прежде всего, надо исходить из того, на каких условиях используется жильё — это найм или собственность, насколько серьёзные убытки.

— К сожалению, в части проведения косметического ремонта квартир (побелка потолков и поклейка обоев) полномочия органов местного самоуправления распространяются только на муниципальные помещения, поэтому такой текущий ремонт остальными собственниками производится за счёт собственных сил и средств, — сообщают местные власти на странице в соцсети. Сообщают также, что перед началом капремонта квартиры от собственников муниципалитету передавались по актам с фото- и видеофиксацией, и сейчас, после 2 мая, они передаются обратно так же — по актам, со съёмкой.

Михаил Петров, председатель Думы Кудымкарского округа, говорит, что вопрос депутаты поднимут, если будут обращения.

— Пока официально к нам никто не приходил, обращений нет. Я на вручении ключей не был, единственное, со слов знаю, где-то грязно, где-то пыль. Что просить — чтоб полы помыли? Будут обращения, будет очередное заседание Думы 26 мая, поднимем вопросы.

Желания уже нет — Нам до 1 сентября контракт продлили, — говорит директор ООО «Фортстройплюс». — Прежде чем нам отмостку сделать, должны там водоотведение сделать. Кто делать будет? Кто контракт выиграет. Потом только мы уже делать будем. По идее, там во всех трёх домах водоотведение делать надо, везде в подвале вода стоит.

Виталий Краснопёров говорит, что администрация уговаривает его взять на ремонт и второй дом — Виталия Онькова, 24б, но желания большого у подрядчика уже нет.

— Люди огульно всё говорят, — объясняет он. Трещины в квартирах видят, а то, что дом просаживается и разваливается, нет. Он бы рухнул, и всё. Администрация говорит, мы всё берём на себя, всё решим, а всё недовольство на нас.


Отношения юридические и человеческие

Виталий Краснопёров, директор компании-подрядчика:

— По условиям контракта можно цену уменьшить или увеличить не более 10 процентов. Нами было выполнено процентов 12 на увеличение. Соответственно никто 2 процента не оплатит. Все проведенные работы контролировались строительным контролем. Заказчиком — Кудымкарским УКС. Прокуратура контролировала. Раз 10 были на объекте. Это я к тому, про ваши заинтересованные вопросы о выплаченных деньгах. Без вас под лупой рассматривали каждый оплаченный рубль. И по опыту знаю, что придут ещё пару раз контролирующие органы в течение пары лет и все мои работы будут перемерять и, к примеру, если хоть на 20 см не будет хватать плинтуса, заставят вернуть деньги. Были случаи. В этом контракте дорогие материалы для усиления конструкции дома, а люди, не разобравшись, сумму большую видят и охают и ахают куда деньги делись. Работы будут перемерять. По всем правилам и законам у нашей организации юридические отношения с заказчиком — Кудымкарским УКС. Он передал для ремонта дом. Мы зашли, сделали в рамках контракта и передали дом заказчику. Ни о какой мебели и сантехнике, обоях и дверях в моём контракте речи нет. Никаких взаимоотношений между жильцами и компанией не должно быть. Чисто по-человечески помогаем жильцам за промашки в проекте и технических заданиях, не включённых мероприятий по организационным работам, для улучшения быта жильцов. А грязи на нас вылилось со стороны жителей и СМИ очень много.

Как это было

Многоквартирные трёхэтажные дома в 12 микрорайоне Кудымкара в 2015-2017 годы строила компания ООО «Квадра-Групп», руководил ею экс-депутат Кудымкарской гордумы, пермяк Дмитрий Седов. Вопросы по качеству были уже на стадии строительства. После заселения жильцы также начали жаловаться на качество здания. В период строительства домов главой Кудымкара был Иван Мехоношин. Он снял с себя ответственность за качество домов, ссылаясь на то, что строила дома коммерческая фирма, а власти только выкупали квартиры; утверждал, что никакого отношения ни к строительству, ни к приёмке домов в 12 микрорайоне не имеет, был в отпуске. По данным «ПН», глава города лично курировал стройку и вынуждал организации, подконтрольные администрации города, выполнять работы, связанные со строительством домов. В итоге дома сдали и приняли, часть квартир администрация города выкупила для переселенцев из ветхих домов и детей-сирот. В апреле 2021 года администрация города под управлением главы Натальи Стояновой предложила жильцам покинуть квартиры на время ремонта в целях безопасности, предоставив временно другое муниципальное жильё, частично компенсируя плату за найм у частников. Предполагалось, что все процедуры займут полгода, но ситуация затянулась, в основном из-за сроков экспертиз.

В октябре 2021 года стало известно, что Кудымкарский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Пермскому краю возбудил уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в связи с тем, что после обследования дома по Онькова, 24а выяснилось, что он фактически в аварийном состоянии. По данным «ПН», подозреваемые за два с лишним года так и не появились, обвинение никому не предъявлено.

В 2021 году городские власти направили исковые заявления в суд о возмещении с ООО «Квадра-Групп» расходов, связанных с ремонтом домов по ул. Онькова, 24, 24а и Шестакова, 10. Судебные разбирательства продолжаются. ООО «Квадра-Групп» обанкротилось.

Текст: Анна Яркова и Яна Яновская