Утро 3 января для семьи Ошкановых началось с криков «Папа, мы горим!». Пожар в двухэтажном доме по улице Сылпанская, 14 начался в 10 утра, когда все отдыхали после новогодних праздников. В доме были хозяин, две его родные и приёмная дочери. Внутри дом выгорел полностью. Люди откликнулись на беду: помогают вещами, деньгами и жильём.

Павел Ошканов – отец трёх дочерей и одной приёмной девочки. Две старшие дочери – взрослые 29-летняя Наталья и 24-летняя Анастасия – живут в Перми. Две младших – 15-летняя Арина и 16-летняя Анастасия – живут с папой. В день пожара в доме не было только самой старшей дочери. Чтобы повидаться с папой, она хотела приехать позже. Как раз в тот день, когда произошёл пожар. Но после сообщения отца поездку пришлось отложить.

В то утро глава семейства вставать не спешил. Вдруг он услышал, как с крыши, покрытой профнастилом, с шумом сошла огромная глыба снега.

— Я ещё, когда услышал, что снег сошёл, очень удивился, — рассказывает 51-летний мужчина. — Подумал, что это снег сошёл? Обычно же в оттепель такое бывает. Ну, думаю, ладно, сейчас девчонки проснутся, встанут, дам им фронт работы. Пусть после праздников выйдут, разомнутся и снег покидают.

Но не успел глава семьи подумать об этом, как раздался крик 16-летней опекаемой дочери Анастасии: «Папа, мы горим!»

Фото: Ольга Харина

— Девочки жили на втором этаже, я на первом, — продолжает рассказ мужчина. — Чтобы не создавать столпотворение, я даже подниматься к ним не стал. Перед тем, как скомандовать, чтобы все бежали на улицу, успел сообразить и документы прихватил. Благо, они все были в одном месте.

Павел Ошканов вспоминает, как хотел выйти в двери, на крыльцо, но как только он открыл дверь и увидел полыхающее пламя, понял, что выход только один — через окно. С окна, которое выходит на дорогу, он снял одну деревянную раму, вторую пришлось выбить. На разбитое стекло он бросил тряпки, чтобы девочки, выходя, не порезались.

Когда дым начал заходить в дом, 24-летняя Анастасия спросонья открыла дверь на улицу, чтобы посмотреть, что там творится. Огнём дверь открыло нараспашку, и как девушка ни пыталась её закрыть, уже не смогла.

На улицу выбегали, кто в чём мог. Девочки успели надеть верхнюю одежду и обувь. Папа выскочил из дома в футболке, трико и тапочках.

Спасти любимцев Позже, когда все девочки были в безопасности, Анастасия вспомнила о домашних животных. В доме оставался чёрный молодой кот, которого так и звали, просто Кот. Были попугай и морская свинка. Анастасия рванула обратно в дом. Но успела спасти только морскую свинку. Кот куда-то спрятался, его Настя так и не дозвалась. Когда девушка пыталась спасти попугая, схватила клетку, но у неё выпал поддон и попугай вылетел. Поймать его Насте не удалось.

Спасая животных, Анастасия совсем забыла о себе. Лишь спустя время, когда дом был уже полностью охвачен огнём, выбравшись на улицу, она почувствовала боль в правой ноге и заметила обожжённую кисть руки. Оказалось, пока она пыталась закрыть дверь на втором этаже, обожгла обе ноги, но не заметила этого. Боль почувствовала только тогда, когда выбежала на улицу и поняла, что к её обожжённой коже прилипла обувь изнутри. Кто-то из соседей вызвал скорую. В больнице Анастасия пробыла с 3 по 10 января.

— Да я даже не заметила сначала, — скромно рассказывает девушка об ожогах. — Да и не до этого как-то было. Все в шоке таком. Я до сих пор не могу прийти в себя. Казалось, не так страшно всё, пока сегодня не пришла посмотреть дом, — Анастасия опускает глаза и добавляет: — Сначала не плакала, а сейчас, когда увидела, наверно, плакать буду.

Дом своими руками Этот дом Павел Ошканов строил когда-то сам, всё своими силами. Начал в 1992 году. Заехать смогли в 96 году, в голые стены. Но со временем всё обустроили. Первый этаж — цокольный, был сделан из белого кирпича. Небольшие окна были на одном уровне с землёй. Второй этаж деревянный.

— Дом у меня, можно сказать, благоустроенный, я всё сам сделал. И вода в доме, и тёплый туалет. Планировал душевую ещё девочкам в этом году сделать. Сделал блин, — тяжело вздыхает мужчина. — Такие планы у меня в этом году были.

Павел опустил голову, уставился глазами в пол и задумался. Видно, что мужчина, как может, держит себя в руках и не хочет поддаваться эмоциям.

Почему По рассказам понятно, что дом вспыхнул, как спичка. Пожар распространился очень быстро. Первое предположение — произошло короткое замыкание. Но семья ждёт постановления от пожарных.

— Мне ещё пожарные сказали, что на мосту нашем (имеется ввиду Синий мост, который на ремонте, движение там реверсивное – прим. авт.) их никто не пропустил, там ещё сколько времени потеряли. Хоть и с мигалками, сиренами ехали, — раздосадовано подмечает мужчина. — Ну что вот у нас за люди такие?

По словам Павла, дом был застрахован. В страховой компании ждут постановления от пожарных. Позже будет понятно, смогут ли страховщики возместить ущерб.

Кто помогает В соцзащиту Павел Ошканов обратиться за помощью ещё не успел.

— К нам он пока не обращался, — рассказывает по телефону начальник отдела соцзащиты по городу Кудымкару и Кудымкарскому району Анна Казанцева. — Мы уже не раз созванивались с ним. Ждём его. Сказал, что приедет.

На первые шесть дней после пожара семью приютила сестра Павла, Люба. Сейчас Ошкановы живут в квартире, здесь же, на Быстром. Её предоставил семье местный житель, который просто узнал об их горе, с Павлом они знакомы не были. Он готовил квартиру к продаже, и пока она пустовала. Договорились с хозяином, что оплачивать будут только коммунальные услуги.

Семья, попавшая в беду, всё ещё нуждается в финансовой помощи, надо поднимать новый дом. Неравнодушные люди уже перечислили Павлу больше 350 тыс. рублей. Одежду, обувь, постельное бельё привезли в первые дни после пожара. Помочь можно переводом на карту Сбербанка по номеру телефона 8-908-249-65-84, Павел Григорьевич О.

Несмотря на перенесённый страх, шок и чувство растерянности, семья Ошкановых не теряет надежды, что всё будет хорошо. Павел Ошканов очень надеется, что сможет получить страховку и начнёт строительство нового дома, там же, где он жил со своими четырьмя дочерьми.

Текст и фото: Анна Яркова