
В Большой Коче с историей дети знакомятся на практике. При сельской школе учитель Василий Гагарин основал музей. Ребят он водит в экспедиции на чудские городища, собирает с ними старинные предметы быта и фольклор.
— Если бы я сидел в классе и говорил, что у нас такие были гвозди, дети не поняли бы. В музее же есть стенд с гвоздями – детям все понятно, — рассуждает Василий Гагарин. — Музей – самый оптимальный способ передачи материальной и нематериальной культуры.


С Василием Гагариным мы стоим посреди небольшой полутемной комнаты – такой, какими бывают спальни в квартирах. Кроме стенда с гвоздями – огромными, с мою ладонь, неровными и ржавыми, стены и полки украшены диковинными охотничьими приспособлениями, деревянной посудой и игрушками, коми-пермяцкой одеждой.



Одна из мужских рубах, кстати, уникальная – рабочая. Такие делали из крапивы или конопли. Хватало такой рубахи на сезон. После выбрасывали или пускали на тряпки.
— Эту кто-то сохранил. Нам повезло, — улыбается Василий Иванович.
Все это Василий Гагарин собирает уже почти как 20 лет.
— Вернулся в 1991 году из армии и взялся за дело, — уточняет он.
Раньше, говорит, в Большой Коче был музей. Но когда его основательница умерла, он закрылся, а большая часть экспонатов пропала.
— Мне дали комнату два на два, и я продолжил начатое дело, — вспоминает учитель.
В прошлом Большая Коча была культурным центром. Здесь проводились ярмарки, праздники, знаменитый «Быкобой». В музее хранится фотография с этого обряда, сделанная в 1908 году. На черно-белом снимке изображен берег реки, на котором сидят люди в старинной одежде. «Быкобой» проводится у реки.
Интересны и снимки церквей и женского монастыря (!), которые стояли в Большей Коче до прихода советской власти. Василий Гагарин объясняет, что село оставалось центром язычества. Чтобы искоренить язычество, власти построили в селе две церкви и монастырь. Но переубедить людей верить в иное, им так и не удалось. На фотографиях видно, что в церквях стояли деревянные боги. Это тоже знаменитый феномен, названный пермской деревянной скульптурой. Люди вырезали Иисуса и святых из дерева, устанавливали их в церквях, наряжали, обували, кормили…
— И не только, — загадочно улыбается Василий Гагарин. – Старожилы рассказывали, что в одной из наших церквей стоял Илья. Когда долго шли дожди, и урожай погибал, Илью вытаскивали на улицу и били плетьми.
В сборе предметов Василию Гагарину помогают дети. Летом он организует со школьниками экспедиции на чудские городища. Самое ближайшее – Курегкар, памятник археологи 6-8 веков.
Однажды, вспоминает, он устал объяснять детям, что такое частокол, которым было огорожено городище. Вместе с мальчишками они поднялись на Курегкар и построили частокол. Частично, конечно.

Проводит Василий Гагарин для детей соревнования «Путь охотника» — они тоже связаны с историей коми-пермяцкого народа.
— Некоторые из ребят в дальнейшем выбирают профессию, связанную с историей, — говорит Василий Гагарин. Но больше всего радует то, что дети, соприкаясь с историей малой родины, ее культурой, начинают гордиться тем, что они коми-пермяки.