Вокруг древних чудских городищ, рядом с которыми расположены села и деревни в Коми-Пермяцком округе, ходит немало легенд. И если о них мы чуть-чуть знаем, то о том, как вести себя там, нет. Специально для «ПН» Василий Гагарин из Большой Кочи объясняет.
Мне про чудской народ и их городища рассказывала бабушка. Про Курегкар (село Большая Коча находится недалеко от Курегкара – древнего чудского городища времен 6-8 веков – прим. авт.) она говорила, что на этом городище жил народ чудь. Легенда гласит, что однажды городище обступили враги, и чудской пам принял решение о самозахоронении. На вершине кургана чудь выкопала яму и спустилась в нее вместе с 12 обозами золота. Сегодня почти каждый житель окрестных деревень скажет, что видел на Курегкаре огоньки. Их приписывают чуди, которая стережет свои сокровища.
На любом кладбище или священном источнике обычно старшее поколение приучало молодое как вести себя, чтобы не навлечь гнева предков. Обычно в деревнях так и делали. Я постоянно слышал «Этiдз эн кер – мыжжасӧ!», что переводится, как «Так не делай – пошлют наказание!». Сегодня уже мы сами рассказываем детям, как вести себя на городищах. В частности, нельзя шуметь, громко разговаривать, смеяться. У коми-пермяков смеяться, шуметь и даже петь можно только в Семик – тогда предки встречаются с нами, а в остальное время они спят, отдыхают.
Некоторые местные жители, поднявшись на Кургекар, загадывают желания. Это отголоски культа предков – предки помогают в исполнении желаний, в решении проблем. Но без особой нужды на городище не поднимаются. Я знаю несколько случаев, когда люди просто заблудились там и вышли только через несколько часов, а мой дядя в детстве целую неделю там блуждал. Чтобы этого не произошло, люди также оставляют у подножия Курегкара «подношение» – монетку, конфету, сигарету. Вот чтобы людей лес «отпустил», и надо подношение оставить.
Кудымкар тоже стоит на Изъюре, почему горожане не рассказывают своим детям об этом месте и не приучают их вести себя там правильно? Все потому, что выходцы из деревень, перебравшись в город, считают ненужным передавать следующему поколению опыт, представления, мировоззрение деревенского жителя. Не встречали разве – одноклассники живут в Перми и уже свысока глядят на своих одноклассников в Кудымкаре? А если уж в «столичу», то вообще «где этот Коми округ?». Это неправильная психология людей – не те ценности выносят из прошлой жизни! А те, кто воспитывают своих детей средствами народной педагогики, получат в старости почтительных и вежливых детей и внуков.