В ноябре, как повелось у крестьян, начинались более важные дела осенне-зимнего сезона. Если похолодало и замерзла земля, начиналась заготовка строевого леса: снег ещё не глубок, а древесина уже окрепла, затвердела, так как прекратилось сокодвижение. О лесозаготовках коми-пермяков рассказывает окружной архив.

Предусмотрительный хозяин за валку леса принимался лишь тогда, когда луна пойдет на ущерб, ибо, как утверждали иньвенские жители, такая древесина не растрескивается при высыхании весной. Соблюдали и ещё одно условие: зачин большой работы должен совпасть с одним из лёгких дней недели, какими считаются среда, пятница и воскресенье.

Выезжать в лес старались в урочный час – затемно или с рассветом, когда ещё нет прохожих, чтобы не иметь дело с «худой встречей». Под этим определением имелось в виду встретить бабу с порожними вёдрами или с другой посудой, попа, колдуна, вообще человека «худой встречи». Боялись не только колдуна, который мог напустить порчу, но и завидующего, который может сглазить лад дела.

Заготовка леса для строительства дома сильно затягивалась, и для того, чтобы справиться с этим делом до Святок, повсеместно устраивались помочи и для рубки, и для вывозки брёвен. В старину, когда крестьянские семьи были многочисленными, на помощь приглашались только родственники. Позже стали привлекать и наёмных пильщиков-профессионалов, которые ходили по деревням и на определённых условиях рядились на работу.

Осенью, ещё по чернотропу, но когда дерево уже взялось холодом, заготавливали материал для саней, телег, оглобель, дуг. На эти изделия шли лиственные породы – береза, черемуха, рябина.

Ранее мы писали об охотничьих обрядах коми-пермяков.