
В 22 года Юрий попал в аварию и ослеп, не хотел жить. Сегодня Юрий Алексеевич – востребованный массажист, уже 17 лет помогает людям поправить здоровье. Накануне Всемирного дня слепых – 13 ноября, с Юрием Топорковым познакомилась, поговорила и попила чай Яна Яновская.
В квартире-кабинете Юрия Топоркова приятно пахнет аромамаслами. Уходящий после массажа мужчина довольно улыбается, а на приём уже заходит восьмилетний мальчик с мамой. Жизнь слепого массажиста расписана на каждый день и на год вперёд. У него четыре кабинета – в Кудымкаре, в Юрле, в Кочёво и в Косе.
– У меня постоянные клиенты, поэтому я расписываю график так, чтобы через каждые полгода можно было принимать людей, – рассказывает Юрий Алексеевич. – В Косе в марте принимал, потом, значит, в сентябре. В Кочёво – октябрь, апрель. В Юрле – декабрь, июнь. Остальные полгода в Кудымкаре.
Годовой график размещён на его странице в ВК, где более 800 подписчиков. Эту страницу, как и свой канал на Ютубе, мужчина создал и администрирует сам. В ответ на вопрос, как, будучи слепым, создавать контент в интернете, он берёт свой смартфон и движениями пальцев открывает соцсеть «ВКонтакте», умело наощупь водит по экрану, нажимая строчки, с помощью голосового сообщения находит и добавляет в друзья.
– В каждом смартфоне есть такая специальная программа, – объясняет он. – Просто в основном ей не пользуются. Смартфон и купюры распознаёт, и считать их может.
Глаза Родился Юрий здоровым, со стопроцентным зрением. В восьмом классе ему лыжной палкой выбили глаз, и он перестал им видеть. Это не помешало Юрию закончить техникум связи, получить водительские права и устроиться на работу в «Уралсвязьинформ». В 22 года, ехав с рыбалки, он угодил в аварию – переломов не было, «глаза выбило, носовую перегородку снесло, лицом ударился, сотрясение было».
– Было тяжело, жестокая депрессия, не хотелось жить, – теперь уже с полным принятием случившегося вспоминает Юрий. – Родственники, друзья поддерживали, практически постоянно приходили.
Берись и делай Потеряв зрение, Юрий постепенно начал учиться всему – тому, что мог делать раньше, и тому, что не умел. Освоив шрифт Брайля, он научился читать и писать, самостоятельно выучился игре на гитаре.
– Человек ко всему привыкает, – рассказывает мужчина. – Сначала я даже сахар не мог в кружку положить, сейчас еду сам готовлю, пуговицы могу пришить, на рыбалку езжу – сам крючки на леску насаживаю.
Понимая, что к прежней жизни и профессии уже не вернёшься, Юрий стал готовиться к поступлению в Пермское медучилище на массажиста:
– А кем ещё? Инженером? Микросхемы я читать не смогу. Только массажистом.
Учёба в Перми с проживанием в общежитии – это новое испытание. Два учебных корпуса, между которыми семь трамвайных остановок, и между лекциями надо успеть переехать. Конспекты – шрифтом Брайля, параллельно с учёбой практика в различных медучреждениях.
«Кто-то» и люди – Я всегда чувствовал и понимал, что кто-то свыше мне помогает, поддерживает, – рассказывает Юрий. – Как слепому в Перми передвигаться? Мне повезло: друзья, которые со мной жили и учились, помогали всегда. И когда меня на второй год учёбы машина сбила, я с переломом ноги в больнице лежал, они мне каждый вечер записанные на диктофон лекции приносили, чтоб я в учёбе не отстал, ещё и вкусняшки какие-нибудь.
Плюс Рабочий день массажиста порой бывает по 12 часов. Работа физическая, но она делает Юрия счастливым. Благо, он умеет восстанавливаться – и физически, и энергетически. Просыпаясь утром, он сразу не встаёт, 15-20 минут воздействует на точки и меридианы на животе: «особенно печень – энергетический центр организма», затем встаёт и делает гимнастику. Его недуг для работы оборачивается плюсом. Без зрения у Юрия обострено и более развито осязание, поэтому он мгновенно находит уплотнения, болевые места, которые надо проработать.
– Одну женщину после инсульта я сам переворачивал с боку на бок, – рассказывает массажист. – Она не могла даже повернуться. Потом потихоньку сама переворачиваться начала, затем привставать, потом и сесть на кровати. Потом стала вставать, ходить, полностью восстановилась.
Сам В быту Юрий полностью обходится самостоятельно. На завтрак всегда жарит себе яичницу с колбасой, обедает супом, на ужин «придумаю что-нибудь»:
– Сегодня у меня окуньки есть в холодильнике, их приготовлю, – делится Юрий. – Нет, эти не я поймал, хотя я на рыбалку часто с друзьями езжу. У меня есть четырёхметровая надувная лодка с мотором. Ездим в Майкор, на Воткинское водохранилище в Оханск.
Случай на горе Как-то друг-альпинист предложил забраться на гору Ермак (скальный массив на Среднем Урале в Кунгурском районе Пермского края – прим. авт.) и Юрий согласился. Оказавшись на вершине горы, над отвесной стеной в 80 метров, «девчонки вцепились в берёзу, коленки, говорят, дрожат».
– Я не вижу, мне не страшно. Но и остроты ощущений не было. Я думал, что это так тяжело, силы нужны, а там лебёдка – я на верёвке висю, вжик-вжик – вверх поднимают. Какая сила нужна? Всё автоматика.
Как быть Сейчас, «с высоты прожитых лет», Юрий говорит, что до той аварии жил неосознанно, «куролесил», выпивал, мог покурить, подружек было много, но «сильно никого не любил». Девушка, с которой встречался до аварии, сначала было решила быть с ним, но со временем, поняв, что её это тяготит, Юрий предложил расстаться. Оказавшимся в подобной жизненной ситуации Юрий советует не оставаться одному – постоянно общаться с друзьями, родственниками.
«Чтобы объединить слепых людей»
Отделение Пермского краевого общества слепых в Кудымкаре в следующем году будет праздновать 95-летие. В обществе состоят чуть более 200 человек – как полностью слепые, так и слабовидящие. Основная цель – это помощь людям, у которых проблемы со зрением, и организация их досуга.
– Общество было создано, чтобы объединить слепых людей, – рассказывает председатель Елена Гуляева. Она сама инвалид по зрению, слабовидящая. – Помощь на дому особо мы оказать не можем, тяжёлое поднимать нельзя, но мы помогаем сходить в магазин, аптеку или банк, оплатить коммунальные услуги. Людям общение нужно, мы собираемся у нас в красном уголке, устраиваем чаепития по праздникам, поделки разные делаем.
На базе общества создан хоровой ансамбль «Парма», куда входят 13 человек, руководит им также слабовидящий баянист Михаил Гусельников. Дважды в неделю проходят репетиции, в часовую концертную программу входят народные и фольклорные песни на русском и коми-пермяцком языках. Ансамбль выступает на краевых фестивалях и конкурсах, зачастую занимая призовые места.
– Мы заняли первое место в фестивале «Уральские просторы», и как победителей нас пригласили 30 ноября принять участие в первом этапе фестиваля «Салют Победы» в Перми, – рассказывает Елена Гуляева.
Своего транспорта для поездок у общества нет, помогают спонсоры – предприниматель Вадим Гатауллин, директор Пешнигортского детского дома Валентина Давыдова и Кировская фабрика по ремонту обуви.
– Как такового финансирования нет у нас, – раскрывает бухгалтерию Елена Гуляева. – Есть две ставки – председатель и секретарь, на зарплате, и всё. Остальное – это членские взносы и спонсорская помощь.