В субботу, 10 августа в Кудымкаре второй раз подряд прошёл музыкальный фестиваль на открытом воздухе. Выступили девять групп из Кудымкара, Перми, Екатеринбурга, Уфы и Москвы. На главных артистов, московских панков План Ломоносова приехал внушительный зрительский десант из краевой столицы. Были даже гости из Москвы и Санкт-Петербурга. А зрителей, по мнению организаторов собралось не меньше пяти тысяч.
Фестиваль, или по коми-пермяцки, «фестлун» проходил в том же месте, на лыжно-трамплинном комплексе в Филичах. У административного здания поставили основную, большую сцену, а у большого 70-метрового трамплина – маленькую, для акустических выступлений. Между сценами расположились палатки с едой и напитками, сувенирные лавки, палатки с мастер-классами, трасса для гонок на мотоблоке, стрельбище для лучников, фотозона, выставка пожарной техники и многое другое. К вечеру обещали «прилететь» аэростаты. Таким образом, фестиваль был готов принять не только любителей музыки, но и тех, кто хотел просто под эту музыку отдохнуть. Найти себе занятие можно было на любой вкус.
Ровно в два часа дня ведущие Алексей и Надежда Мусатовы дали старт фестивалю.
Выступление началось на обеих сценах одновременно. Первыми на большую сцену вышли пермяки Мифистори, которые сыграли фолк-рок для не слишком искушённой кудымкарской публики.
Музыканты тщательно подготовились к выступлению, подготовили и костюмы, и грим. Но раскачать немногочисленную в начале фестиваля публику им удалось лишь несколькими «медленными» композициями, под которые покружились несколько парочек. «…непросто открывать фестиваль, нас порадовала дружеская атмосфера, интересное оформление локаций и обилие разнообразных активностей», – отметили музыканты после фестиваля.
Тем временем набирала обороты малая, акустическая сцена. Музыканты выступали на потрясающем фоне – за их спинами был красивейший пейзаж: луг и лес с высоты горы трамплина. Разнообразием артистов она не блистала – всего восемь кудымкарских коллективов заявились на участие, и только один артист, Павел Дмитриев был из Перми. В двух коллективах выступал почти один и тот же состав: Антон Порсев и Гера Сыстеров.
Если в проекте Антона «Ош бэнд» звучали известные всем хиты, то в проекте Геры Вокально-инструментальный ансамбль «Ягодки» («Ранетки» уже заняты были, вот и «Ягодки», – объяснил название своего дуэта музыкант), так вот, в «Ягодках» были уже и авторские песни. Например, песня «про любовь» – Девочка из Онлифанс:
Со своими любимыми песнями выступил мультиинструменталист, певец и актёр кудымкарского театра Василий Шипицын:
Отыграли свои программы Екатерина Ермакова, Дарья Филимонова и дуэт школьников «Потомки Оша»:
Поддали газку более агрессивные «Уолтер Уайт» с ведущей сцены Натальей Юдиной на вокале и Юлией Морозовой на барабанах. Завершил акустическую сцену автор-исполнитель из Перми, «захватывающий и романтический» Павел Дмитриев.
А на большой сцене оказались снова гости из Перми, группа «Это не моё». Как сказано в описании группы, «… их песни пропитаны взрывным инструменталом в жанре краш поп-панк, что не даст вам возможности заскучать». Зрители скучать и не думали, их становилось всё больше и больше. Солнце светило ярко, жары не было, а дождя и подавно. Фестиваль набирал обороты. Пермяки старались, публика заводилась. В итоге все остались довольны. «Это было круто! Спасибо организаторам и дорогой нашей публике за эту атмосферу! С нетерпением ждем следующей встречи». – написали музыканты на следующий день в соцсетях.
Следующими выступала старейшая группа Кудымкара и единственный местный коллектив – группа Оазис во главе с неунывающим Сергеем Ушковым. Именно на Оазисе начали массовые танцы-пляски – свои люди, как-никак. Оазис отыграл свою программу задорно и красиво. Правда, Сергей Львович посетовал, что «хорошо было бы играть попозже». Но публику завести они сумели.
После Оазиса выступала группа, состоящая из пермских и ижевских музыкантов, «Ирисово поле». Они играли красивую музыку в стилях фольклор, рок, этника и электронный эмбиент. Немного успокоили зрителей, но дали красоты в массы. В их распоряжении были различные перкуссионные барабаны и лишь одна гитара, да и то басовая. На ней играл легенда пермской рок-сцены Алексей Поляков, которому так понравилась акустическая сцена с её красивым видом, что он хотел было выступать именно на ней, а не на главной арене.
«На какой-то момент погрузили всех в безвременье, замедлили, добавили тонкости и изящества. Благодарим отзывчивых и чутких зрителей, которые умеют видеть красоту окружающего мира и чувствовать пространство между звуками. Благодарим отважных организаторов, которые идут на такие эксперименты и расширяют формат фестиваля!», – подвели итог музыканты в своих соцсетях.
В середине всего списка исполнителей, а именно пятыми, выступала пермская группа Пьюр, которая играли каверы на песни известных западных групп – Пэйн, Систем оф а Даун, Ликин Парк и так далее.
Вот именно Пьюр и зажгли по-настоящему зрителей, которых становилось всё больше и больше. Во-первых, все песни были известными, а во-вторых, музыканты играли очень зажигательно, а в-третьих, вокалист Вова Сорочинский активно общался со зрителями со сцены. Под конец он вообще спустился в «зрительный зал» с микрофоном и оттуда организовал «пит-сёркл», круг из зрителей, которые носились по этому кругу в безумном хороводе и отплясывали как могли:
«Отличная организация, интересный досуг, погружаемый в историю Коми-Пермяцкого округа. Что касается самого выступления – мы получили огромное удовольствие от нашего сета, от той поддержки и внимания, которое вы нам подарили! Один из лучших фестов этого лета, однозначно! Будем рады вернуться!», – не скрывали восторга пермяки.
Следующими играла каверы екатеринбургская группа «Пятница, 13-й». Они выдали зрителям репертуар группы Король и Шут.
В их составе была непременная скрипка, басистый голос вокалиста и «специально хриплый» бэк-вокалистки Саши Кржевской. Фанаты КиШа получили незабываемое удовольствие. Манера исполнения была очень похожа, а песни всеми любимы:
«Вы лучшие и о фестивале у нас остались самые тёплые воспоминания! Надеемся и верим, что увидимся с вами снова» – сказали музыканты после концерта.
После гостей из Екатеринбурга на сцену вышли уже знакомые местной публике по прошлому Трамплину и фестивалю Сила Пармы пермяки «Скарред». Они сыграли свою программу как обычно, на высоте.
Народу становилось всё больше. А поддержка, соответственно, всё мощнее. Даже приехавшие долгожданные аэростаты не очень-то и рассеяли толпу. Пермяки доиграли свой сет под восторженные крики толпы и отправились фотографироваться со старыми и новыми фанатами.
Уже начало смеркаться, когда на сцену вышли ещё одни «старые знакомые» по прошлому Трамплину, уфимцы «Бурелар». «Степные волки» имеют большой опыт выступлений, поэтому отыграли они как всегда, качественно, и на одном дыхании. Их песни на башкирском языке ничуть не умаляли восторга зрителей, разве что подпевать им мог только концертный директор музыкантов. И именно на выступлении уфимских музыкантов начало темнеть и включились специальные огненные машины, извергавшие перед сценой языки пламени в небо.
А тем временем закончились полёты на аэростатах, и поток людей, идущих на фестиваль усилился. Автомобили уже стояли по обеим сторонам улицы Леваневского, от трамплина и почти до пятой школы. В самый разгар этой суеты, никем не узнанные, приехали главные артисты, хэдлайнеры, группа «План Ломоносова» на микроавтобусе Мерседес с прицепом. Прибыли музыканты в Кудымкар заранее, ещё в пятницу. По пути из пермского аэропорта успели пособирать грибов и сфотографироваться со стелой на границе Коми округа, настроить аппаратуру на саунд-чеке (репетиции перед концертом), с утра субботы погулять по городу, сходить на Изъюр и погонять чаи в бане в Белоево.
Нам удалось перед концертом пообщаться с музыкантами. Они рассказали о своих прогулках по Кудымкару, разрекламировали свой чай, который привезли с собой, показали фотографии грибов и виды с Изъюра на своих телефонах.
Вокалист Александр Ильин признал, что, да, Кудымкар это одно из самых труднодоступных (или дальних) мест, где они играли. Но им понравился и город, и природа, и люди, и концертная площадка. Раздав кучку советов на будущее кудымкарским организаторам, дав летучее интервью телевизионщикам и отказавшись от фото- и автограф-сессии, долгожданные артисты пошли на сцену.
Зрителей становилось всё больше и больше, танцы под московский панк всё яростней. Стало тревожно за не самые прочные ограждения перед сценой. Но на удивление, никто сзади не напирал на передние ряды, а сами впередистоящие, самые преданные фанаты группы хоть и почти висели на ограждениях, но к сцене не лезли.
Подстраховались организаторы, выставив второй ряд барьеров и пару охранников. Этого хватило: всем было всё видно и слышно. Самые отвязные зрители предпочитали беситься в середине толпы, жечь фаеры и размахивать флагами. Как сказали полицейские, инцидентов (тьфу-тьфу) ещё не было, а, судя по настроению толпы, их не ожидается.
Огненные языки перед сценой лизали ночное небо, План Ломоносова слаженно и профессионально отыгрывал свою программу, толпа зрителей громкогласно подпевала своим любимцам и выпускала в небо красные шары в форме сердечек. Зажигательные песни сменялись лиричными и наоборот. Время выступления пролетело незаметно. Ильин с товарищами поблагодарили Кудымкар за поддержку и, поклонившись, исчезли со сцены.
Спустя пару дней после фестиваля в соцсетях группы появилась запись благодарности: «Все было очень круто! Кудымкар неожиданно мощно встретил нас. Флаги, запалы, слэм и хоровое пение – всё, как мы любим! Спасибо организаторам за классную атмосферу и всем вам, ребята и девчата, за горячую поддержку с танцпола!»
Времени было уже за полночь, но толпа любителей музыки расходиться и не думала. Продолжила фестиваль рок-дискотекой пермский ди-джей Джули Фил.