Живучее растение захватывает поля и огороды. Мучаются с ним не первое десятилетие, но пока – с переменным успехом.

Петру Семёнову 70 лет. По его словам, с борщевиком он пытается бороться уже лет 10, с тех пор как купил дом в Кудымкаре. Впервые он понял вред от борщевика, когда был ребёнком.

– Когда я ещё был школьником, лет мне, может, девять-десять было, мама частенько брала меня за грибами и ягодами. Тогда мы ещё ничего не знали про борщевик. Однажды, когда мы в лесу собирали что-то, мы увидели эти интересные растения выше человеческого роста. Они привлекли наше внимание своими огромными листьями и белыми зонтиками цветов. Мама никогда не видела таких растений раньше, но они показались ей безобидными, – вспоминает Пётр Иванович. – Она срезала мне из ствола этого растения посох. Само собой, после этого я получил ожоги рук. Я не сразу понял, что произошло. Кожа просто покраснела и немного чесалась. Но когда мы вернулись домой, и я помыл руки, то ужаснулся. Мои руки покрылись волдырями, и так рукам больно было! Просто очень больно. Мы сразу же отправились в больницу и там нам рассказали про борщевик. Врач, помню, такой серьёзный строгий дядечка был и сказал, что это борщевик – очень опасное растение. Он маму отругал и предупредил нас, что нельзя прикасаться к нему голыми руками, и что ожоги от борщевика могут быть очень серьёзными.

Как боролся – Когда я переехал в свой дом, то сначала скашивал борщевик. А потом все эти скошенные части сжигал. Но скашивание борщевика не приводит к его полной гибели, а лишь на время ослабляет, так скажем, растение. Уже второй год использую средства специальные, вычитал в Интернете, что это эффективно. Химическая обработка предполагает опрыскивание зелёных частей растения системными препаратами группы гербицидов. Они проникают в листовую часть растения и далее через сосудистую систему попадают в корень, уничтожая сорняк, – Пётр Иванович рассказывает о том, что узнал в Интернете, – Использую препарат «Торнадо». Причём я сначала расстроился в прошлом году, потому что эффекта ноль. А потом, через недели две смотрю, а борщевик-то пожелтел! – рассказывает эмоционально мужчина. – В этом году вот тоже решил опшыкивать. Делаю это, конечно, в костюме, перчатках, как полагается.

Молодой борщевик красив свежим оттенком зелёного цвета и большими листьями. Взрослое растение достигает высоты 3 м и опасно для людей. Фото: архив «ПН»

Пётр Иванович ещё не полностью победил борщевик на участке около своего дома. Однако он не унывает и продолжит обрабатывать растение.

Кристина Кристине Хорошевой 19 лет, живёт она в Перми. Летом девушка часто приезжает к бабушке в Кудымкар. По её словам, она никогда не верила в опасность борщевика Сосновского, пока не столкнулась с ним сама.

– Бабушка постоянно предупреждала меня о борщевике. У неё на участке его было немного, и она всегда паниковала, если я подходила слишком близко. Сейчас я понимаю, почему она так беспокоилась. Ведь она сама когда-то упала в борщевик и до сих пор носит шрам от ожога на ноге. Но когда мне было 13 лет, я не обращала внимания на её слова. Я не верила, что растение может быть опасным. Я думала, что это просто глупые страшилки, – признаётся девушка. – Но один случай изменил всё. Я люблю кататься на велосипеде в сторону Пешнигорта. Иногда я доезжаю туда и обратно. Как-то раз я разогналась и решила отпустить руль, чтобы почувствовать скорость. Я потеряла равновесие и упала прямо в заросли борщевика! – рассказывает эмоционально Кристина.

– Ладно, на самом деле я упала рядом, но рукой задела это проклятое растение! Было очень странное ощущение, сначала я вообще не поняла, что задела его и обожглась. Коленям было больно, я их содрала. Но потом почувствовала странное жжение на руке. Тогда я увидела красные волдыри на коже и поняла, что произошло. Боль была невыносимой. Я помчалась к бабушке, и она сразу же начала обрабатывать ожоги. Она дала мне обезболивающее, противаллергическое и наложила повязку. Несколько дней моя рука болела и зудела. Бабушка постоянно меняла повязки и следила за тем, чтобы раны не инфицировались. В больницу мы не обращались. Мама мне потом за это нагоняй дала, но ожоги быстро зажили. Правда тёмное пятно прошло спустя месяца два только, — завершает свой рассказ с улыбкой Кристина.

Скотское растение Агроном Михаил Хозяшев рассказывает, что в 73-74 годах прошлого века по решению областных властей в каждом хозяйстве Коми округа был заложен борщевик Сосновского. Его выращивали для скота. Но в конце 80-х годов оказалось, что молоко и масло от коров, которые ели борщевик, становились горькими. Молокозавод отказался принимать такое молоко, и выращивание борщевика прекратилось. Однако за ним никто не следил, и борщевик быстро распространился, так как его семена могут сохраняться в почве до 10 лет. Михаил Алексеевич отмечает, что борщевик – двулетнее растение, как морковь. В первый год образуются корневая система и розетка листьев, а на второй год вырастает стебель с семенами. Именно поэтому бороться с борщевиком очень трудно. Химические средства дорогие и не всегда эффективны. Поэтому рекомендуется использовать агротехнический способ: постоянно подкапывать и пропалывать растения, не давая им цвести и образовывать семена.

Фото: архив ПН

Агроном также говорит, что ожоги от борщевика могут быть очень опасными. При попадании сока растения на кожу появляются красные волдыри, которые могут сопровождаться сильной болью и зудом. В тяжёлых случаях ожоги могут привести к смерти. На вопрос о первой помощи, Михаил Хозяшев отвечает, что нужно сразу обращаться к медикам и не заниматься самолечением.

От редакции. Историю о том, как житель Ивукова победил борщевик на своём участке, а также о том, что делают власти для решения проблемы, читайте в ближайших номерах «ПН».

Валерия Останина