Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и станцией «Луна-25». Фото Космический центр «Восточный» (ЦЭНКИ)

Запущенная с космодрома Восточный ракета «Союз-2.1б» вывела автоматическую межпланетную станцию «Луна-25» на суборбитальную траекторию. Разгонный блок «Фрегат» отделился штатно, аппарат летит к Луне. Через несколько дней, предварительно, 20-21 августа, предстоит мягкая посадка в районе Южного полюса.

Эта миссия исследования Луны стала первой в современной истории России, начиная с запуска «Луны-24» в 1976 году.

На пути к нашему спутнику посадочная станция «Луна-25» дважды скорректирует траекторию. Примерно через пять дней она выйдет на лунную орбиту высотой сто километров и проведет там ещё несколько суток, тормозя и снижаясь, пока не окажется на посадочной орбите высотой 18 километров. Оттуда аппарат начнет прилунение.

На орбите спутника Земли сейчас действуют две космические станции. С 2009-го работает аппарат NASA Lunar Reconnaissance Orbiter. Также там находится индийская станция «Чандраян-2», запущенная в 2019 году. На пути к Луне сейчас «Чандраян-3» с посадочным модулем на борту. Аппарат должен прилуниться также вблизи Южного полюса через несколько дней после российского.

Что умеет «Луна-25»

Станцию создали в НПО имени Лавочкина. Там проектировали все автоматические космические аппараты в Советском Союзе, затем в России. «Луна-25» с оборудованием весит 1750 килограммов. У неё есть двигатели, антенны, солнечные батареи, аккумуляторы, радиоизотопный термоэлектрический генератор, блоки управления, различные датчики. Обзорные камеры отснимут процесс посадки. Практически все на борту – отечественное и новое. На этом этапе необходимо отработать двигатели, аппаратуру, тепловой режим, системы безопасности.

За научное оборудование отвечает ИКИ РАН. На борту посадочного модуля установлено несколько приборов. Гордость разработчиков – лунный манипуляторный комплекс (ЛМК). Это робот-рука с ковшом и устройством для забора грунта. Его задача – отбирать пробы и отправлять их на анализ в лазерный ионизационный масс-спектрометр (ЛАЗМА-ЛР). Для того достаточно кубического сантиметра лунной земли. Самое интересное, что лёд может лежать не только в теневых местах, куда не доходят солнечные лучи, но и на освещенных участках. Роботу предстоит копать траншею глубиной несколько десятков сантиметров, чтобы добраться до слоя рыхлого грунта с вкраплениями льда.

Искать воду будет «Адрон-ЛР» – он стреляет пучком нейронов, проникающих на глубину до одного метра, и по вторичному излучению анализирует состав грунта, определяет массовую долю химических элементов. Ещё один прибор для поиска – инфракрасный спектрометр (ЛИС-ТВ-РПМ), созданный для измерения линий поглощения химических элементов в вырытой траншее. Полученные данные уйдут на Землю. Если вода есть, её обнаружат.