Фото: Константин Седегов, "ПН"

В половине одиннадцатого у площади перед КДЦ в Кудымкаре собираются люди – тут открыт пункт мобилизации. Возле военкомата по улице Калинина пусто. Лишь двое полицейских возле входа поставлены, чтобы пришедших с повестками людей отправлять в КДЦ. Повестки в Кудымкаре стали вручать в конце прошлой недели, после того, как президент Путин объявил о частичной мобилизации. Время у людей в повестках разное: у одних 11:00, у других – 12:00.

Без десяти одиннадцать на площадь выходит военком Андрей Рычков. Объявляет, что всем, кто с повестками надо зайти в помещение бывшего кафе Янтарь в КДЦ, сопровождающие могут ждать на улице, либо зайти погреться в фойе КДЦ. На улице очень холодно, насквозь пронизывающий ветер дует сильными и резкими рывками.

Артисты и сотрудники театра держатся вместе. Директор театра Анатолий Четин здесь же – в сером осеннем пальто, он без шарфа и без шапки. Как всегда, его спина вытянута струной и голову он держит высоко поднятой, словно холод и ветер ему нипочём.

Директор театра Анатолий Четин переживает, что из театра могут мобилизовать и других артистов, а замены в спектаклях нет, ставить некого.

Мужчины с повестками один за другим заходят в здание КДЦ. Там, где раньше было кафе Янтарь у них сверяют паспортные данные, просят подождать здесь или на улице. Провожающих туда не пускают. Сквозь окна видно, что там за столами сидят три женщины, которые проводят регистрацию мобилизованных, ходит военком Рычков, слева стоит столик, за которым сидит женщина-медик в защитной маске, на столе тонометр.

Одни за другими люди заходят в КДЦ погреться. У всех одни и те же вопросы: сколько человек забирают, куда повезут, правда ли, что если больше 35 лет, то вернут назад, когда и кому будут ещё повестки. Ответов никто не знает.

Заходит молодая пара. Симпатичный парень говорит, что ему 22 года, он ракетчик и пришёл с повесткой. Услышав, что это в другую дверь – они выходит. Паренька полицейские пропускают, девушку вежливо просят подождать здесь или зайти в КДЦ, если мёрзнет. Она остаётся у входа на улице.

Ближе к двенадцати площадь заполнена людьми, появляется автобус – старая Сетра на 55 мест. Парковка возле Сбербанка забита.

Около половины первого, на перекрёстке при въезде в Кудымкар возле АЗС Лукойл останавливается синяя Газель: везут мобилизованных из Кочёво. Следом останавливается внедорожник, там провожающие, близкие родственники. Мужчины выходят покурить. Рассказывают, что в Газели едут 11 мобилизованных и один резервист (доброволец-контрактник). Едут через Пермь, где встретятся с мобилизованными из Кудымкара, все сначала поедут на учения в Елань Свердловской области. Кому и по какому принципу выписывают повестки, никому не ясно. Старшему из мобилизованных в Кочёво больше 40 лет.

– Половина Кочёво на проводы пришли. Ревели, конечно, – рассказывает сопровождающий.

Кроме представителя военкомата мужчин сопровождает полицейский. На вопрос, зачем – лишь пожимает плечами со словами «так положено».

К 13:00, моменту отправки мобилизованных из Кудымкара, на площади перед КДЦ собралась внушительная толпа, не меньше тысячи человек. При посадке в автобус провожающие начали кричать: «Возвращайтесь скорее, мы вас любим, ждём!». Многие не сдерживали слёз, обнимали своих родных, друзей. Из автобуса кто-то крикнул: «Слава России!». В 13:05 автобус с трудом, сквозь толпу выехал на улицу Калинина и в сопровождении Фольксквагена ДПС направился к выезду из города. Провожающие махали руками, а встречные автомобили сигналили.


Текст: Яна Яновская, Константин Седегов.