
Парк деревянной скульптуры Ловья пу (Живое дерево) возле кудымкарского Этноцентра пополнился новым арт-объектом. Мастер Владимир Маскалёв на заказ сделал трёхметровую фигуру Пармы.
Вчера, 25 августа около Этнокультурного центра в Кудымкаре торжественно открыли деревянную скульптуру «Парма».деревянную скульптуру «Парма». Сделана она была специально по заказу Этноцентра.
– В этом году у нас 100-лет Коми-Пермяцкому округу, – сказала в приветственном слове директор Этнокультурного центра Мария Носкова. – И нам очень хочется, чтоб в этом году у нас были не только различные фестивали, но и чтобы что-то осталось в материальном исполнении. Работа началась в прошлом году, для себя мы открыли удивительного художника, невероятно творческого человека. Слава Богу, что у нас есть такой чудесный мастер.
Скульптура «Парма» сделана из старого столетнего тополя, который рос на городском стадионе. Пару лет назад дерево было спилено, и срубленное бревно работники привезли Владимиру Маскалёву. Начав работу по согласованному с Этноцентром эскизу, мастер внутри увидел трещину, которую обыграл, решив, что «душа оттуда вышла».
– Я руками привык работать, языком не очень, – скромно признаётся на открытии мастер, когда ему передают микрофон. – Читаю всю жизнь коми-пермяцкую литературу, мифологию. Наша Парма – женского рода, женщина – красавица, прародительница. По мифологии у меня родился и образ такой Пармы. Женщина – птица, женщина – лес. Мы тоже часть леса, живём в лесу, наше жилище, поэтому на заднем фоне лес.
На всю работу – эскизы, изготовление, установку – было потрачено 350 тысяч рублей. Мария Носкова уточняет, что это не какой-то специальный проект был, а скульптура изготовлена в рамках госзаказа, согласно которому работает Этноцентр. По времени работа над воплощением эскиза в готовое изделие заняла у мастера около трёх месяцев.
– Я небольшими набегами, потихоньку делал, – рассказывает Владимир Леонидович. – Я балдею от этого. Идея есть, работать интересно было. Единственная сложность – кованые гвозди. В бревне их несколько штук было. Я три цепи на пиле порвал. Один большой гвоздь так и не убрал – болгаркой шляпку спилил и так оставил.
Поддержать мастера на открытие приехал коллега – мастер по глине Иван Канюков. В своём выступлении он сказал, что наши предки в области скульптуры были «впереди планеты всей».
– Когда в Питере с оглядкой на Запад только зарождалась скульптура, у нас уже были мировые шедевры, которыми восхищались именитые художники, – говорит Иван Канюков. – Наш фундамент – это деревянная скульптура, и это направление надо держать на высоком уровне, поддерживать это направление в культуре.
Главный враг деревянной скульптуры – это время и погода: дерево не вечно, оно подвержено гниению. По словам мастеров Владимира Маскалёва и Ивана Канюкова, «Парма» будет украшением парка возле Этноцентра не менее 15-20 лет.
– Только испытанные пропитки использую, – говорит автор скульптуры. – И само дерево я искусственно состариваю, обжигая его.
Сейчас Владимир Маскалёв заканчивает работу над деревянной скульптурой медведя с птицами, которая будет установлена на набережной Кувинского пруда в Кудымкаре.
– Для города медведь почти готов уже, около дома у меня стоит, – говорит Владимир Леонидович. – Это немного копия звериного стиля, но и не звериный стиль в то же время, потому что мне хочется, чтобы у меня свой стиль был, а не имитация того, что уже есть. После медведя будут скульптуры пистиков, уток – тоже на набережной будут они.
Яна Яновская