В Кудымкарском районе проходит экспедиция пермского «Мемориала» (признано в РФ иностранным агентом) «По рекам памяти». Вечером 10 августа к “мемориальцам” пришли полицейские, их допрашивают и грозят уголовным дело. Накануне глава Кудымкарского района не разрешил им установить памятный знак в поселке Велва-База, а также направил письмо, в котором заявил, что отказывает волонтерам в содействии. Председатель пермского “Мемориала” Роберт Латыпов делится подробностями.

– Мы организуем экспедиции на протяжении 20 лет. Это мой авторский проект. Он называется «По рекам памяти». Цели наши весьма простые, они укладываются в миссию организации.

Мы хотим успеть записать интервью с выжившими репрессированными, пострадавшими от репрессий или теми людьми, которые были очевидцами этих событий. Также мы хотим поставить мемориальные знаки. 160 объектов – памятников жертвам политических репрессий – значатся сегодня в нашем реестре. Третье – это просветительская работа. В экспедиции участвуют волонтеры – это молодежь, которая получает возможность разобраться, что это был за период в нашей истории.

А еще очень важно то, что эти экспедиции интернациональные. По сути, они выполняют миссию народной дипломатии. Они создают нормальный позитивный имидж России в глазах молодых людей из других стран. Они видят, что в России есть адекватные люди, которые готовы заниматься тяжелым прошлым.

Поэтому у меня вызывает удивление и возмущение реакция главы Кудымкарского района. Мы всегда действуем по принципам того, что наша работа должна носить совместный характер, должно быть сотрудничество, взаимопонимание. Мы заранее пишем письма, стараемся согласовывать свои шаги, хотя нам никто не может запретить делать то, что мы делаем. Но мы все равно пишем письма. И везде нам оказывают содействие.

Нынче мы провели уже четыре экспедиции, мы побывали в 8 или 9 районах Прикамья. Там мы устанавливали  знаки, писали интервью. Везде к волонтерам относились позитивно. А от главы Кудымкарского района я получил хамский, хамский, оскорбительный ответ. Я не просил у него денег, транспорт, выдачу военных секретов или государственных тайн. Я просил о содействии, потому что увековечивание памяти жертв политических репрессий – это государственная политика. Если вы ничего не делаете сами, если за вас эту работу готовы сделать другие, то вы скажите: «Отлично!», дайте зеленый свет. Но нет.

И когда я вижу такую разницу: когда в одних районах у нас полное взаимопонимание, а в Кудымкарском районе вот так, то это у меня вызывает оторопь. Это какой-то цинизм, моральное уродство, простите! Абсолютное ощущение того, что человек не понимает, что она самым прямым образом противодействует реализации государственной политики на территории, главой которой он является.

И ведь эта работа, которую мы ведем, имеет очень глубокий нравственный подтекст. Эти люди,  которых реабилитировали, они ни в чем невиновны, поднимали этот край, рубили тут лес, чтобы край развивался. И мы хотим этим людям сказать символическим способом спасибо, хотим возвратить им честное имя. И вот этому противодействовать? Это моральное уродство!

Любопытно, что движет главой Кудымкарского района? Я пытался узнать у него это лично, по телефону. Но не принял меня, не стал со мной разговаривать. Но при этом всем тут на местах подтвердил, чтобы никакой поддержки «мемориальцам» не оказывать. Это позор!

Подробности о том, что случилось, читайте здесь.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными