Валентина Коньшина, "ПН".

В ночь на 7 июня в Усть-Силайке произошло ЧП. Двое 18-летних парней залезли в дом к пенсионерам, чтобы их убить. Ими двигала месть – полгода назад они обворовали односельчан, за это их осудили. В поселке говорят, что у парней нашли список, в который они внесли много кого…

15 июня в доме Балуевых полно людей. Девять дней прошло со смерти хозяина Владимира Михайловича. Ему было 62 года. Проникнув в дом ночью через форточку, парни били его табуретом по голове, тыкали ножом. Он скончался на руках своей израненной 59-летней супруги Надежды Петровна, до приезда «скорой».

– Они сами ростом маленькие, щупленькие. Им в апреле только по 18 лет исполнилось, – вздыхает тяжело Надежда Балуева. – Они сразу сказали, что пришли нас убивать.

Руки женщины покрыты синяками темно-фиолетового цвета. Синяки есть и на лице, и на ноге. Заметно, что губа зашита. Всего Надежде Петровне наложили шесть швов.

– В них ничего человеческого нет, – говорит о преступниках сестра хозяйки дома Марина Лунегова, – Володю, когда он побежал на крик Нади, тяжеленным табуретом с кухни ударили по голове и тут же нож в спину воткнули.

Как убивали.

Надежда Балуева вспоминает, что в ту ночь с мужем они спали в разных комнатах. Она проснулась в два часа ночи – услышала шуршание. Увидев темные силуэты, она закричала и тут же получила удар молотком – сначала по лицу, потом по голове. Пошел в ход и нож. Лезвие пронзало то руку, то спину… От крови ее ночную рубашку да и постельное белье можно было выжимать. Несмотря на ранения, Надежда Петровна смогла схватить молоток, когда один из парней его обронил.

– И тоже, видать, я озверела… И пошла на него с этим молотком. Он выскочил на улицу, – рассказывает хозяйка дома.

Второй преступник спрятался под кровать. Полицейские обнаружили его только тогда, когда он выскочил из-под кровати и ринулся к форточке. Это было уже под утро.

– Володе они такие страшные увечья нанесли, – глаза Надежды Петровны наполняются слезами. – Когда первый выбежал на улицу, Володя поднялся… Не знаю, какими силами. Он уже полуживой был. Закрыл дверь и держал ее. Тот ведь парень взял лопату и снова хотел зайти в дом. Видимо, лопатой хотел добить нас.

Умирая, Владимир Балуев просил у жены прощения.

– Он, как только смог закрыть дверь, через порог перешагнул и упал, – вспоминает она. – Благодарна, что фельдшер пришла быстро. Я очень много крови потеряла. Она успела мне влить две капельницы… Потом, уже в больнице, когда меня начали штопать, увидела свои раны.

На фотографиях Владимир Михайлович выглядит крепким, сильным мужчиной. Фото: Валентина Коньшина, “ПН”.

Жители поселка отзываются о нем только хорошо: добрый был, всем помогал.

– Володя был в расцвете сил. Он всю жизнь был передовиком, у него столько наград. Депутатом был. Работал всегда, не курил, не пил, – добавляет Марина Лунегова.

Как грабили.

Парни, которых обвиняют в совершении преступления, уже арестованы. Александра Созонова, который прятался в доме, взяли сразу. Второго – Владимира Маликина – поймали на трассе.

Раньше Владимир Маликин жил в Усть-Силайке. Его воспитывали живущие в поселке бабушка с дедушкой. Родители парня умерли. В 2017 году бабушка с дедушкой отказались от внука, и того определили в детдом.

– Меня в прошлом году чуть не парализовало из-за него… Так переживала, – рассказывает Валентина Маликина. – Не хочу я его вспоминать и все, что было связано с ним!

В Усть-Силайку мальчика привезли в 2012 году. Сначала, по словам его бабушки, все было спокойно. Но потом… Подросток начал пить, воровать. Причем несколько раз обворовывал их самих. Когда в очередной раз он украл у бабушки с дедушкой телефон и 15 тысяч рублей, те обратились в опеку.

– Я поехал в опеку и написал отказную, – рассказывает Николай Маликин. – Сказал им: «Что хотите, то и делайте». Зачем мне он нужен? Надоело мне! Вот как его воспитывать? Словами он не понимал, а бить нельзя. Пальчиком тронь – все, посадят! Он уже был распущенный, когда мы его взяли.

С погибшим Владимиром Балуевым Николай Маликин дружил. Но на похороны друга из-за того, что натворил его внук, прийти не смог.

– Володя мне другом был. А этот… (имеет ввиду внука – прим. авт.) просто какой-то монстр. Таких уничтожать надо! – говорит он. – Была бы моя воля, я бы расстрелял таких людей! Ну, отсидит он сейчас. И что? Он лучше разве станет? Еще хуже будет!

С Александром Созоновым Владимир Маликин, по-видимому, познакомился в училище в Юсьве, куда он поступил после школы. Александр Созонов тоже сирота.

Что теперь.

В октябре 2017 года, когда Балуевы уехали в лес, Владимир Маликин и Александр Созонов залезли к ним в дом и вынесли хлеб, фрукты, чай, конфеты и телефон. 30 мая воришек осудили. Им дали по два года условно, а также штраф.

В Усть-Силайке предполагают, что это и побудило парней совершить более тяжкое преступление – они попросту решили мстить.

– Они написали список, кого они будут убивать. В этом списке Балуевы были на первом месте, потом женщина, которая работает в местной аптеке (они и аптеку тоже обокрали). Также хотели убить родных своих бабушку с дедушкой, – рассказывает Марина Лунегова.

Причем, замечает Надежда Балуева, в планах преступников значилось не только убийство. По ее словам, они хотели сначали их убить, после этого поджечь их дом, а затем забрать их машину и скрыться.

– Если бы их в мае посадили и отправили бы в колонию, этого бы не было. Теперь же все поздно, – вздыхает она.

– И такая проблема будет сейчас у каждого поселка, потому что работы в селе нет. Скоро все это станет нормой, – добавляет Марина Лунегова.

На Александра Созонова и Владимира Маликина Гайнский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Пермскому краю возбудил уголовные дела по статьям «Убийство» и «Покушение на убийство». Им грозит до 20 лет лишения свободы.

Редакция «ПН» будет следить за развитием событий.