Как в Большекочинском поселении коми-пермяки играют

0
666
Фото: Анна Теплоухова

В святочную неделю у коми-пермяков проходили народные обрядовые игры, часть которых сохранилась со времён язычества. В наши дни Рождественские игры возрождают участники ансамбля «Мича асыв» («Доброе утро») под руководством Андрея Гагарина и Анны Теплоуховой.

О проведении игр договаривались заранее с хозяйкой избы, где они будут проходить. Платой за гостеприимство были деньги или собранные во время предшествующих колядок угощения. Молодежь охотно участвовала в играх, веря, что полученные во время игр тумаки, щипки и удары прибавляют здоровье и приносят богатство. Когда все собирались в избе за накрытым угощениями столом, в дом с шумом и свистом влетали главные ведущие вечера – Лешак и Рыбак. Это прототипы коми-пермяцких персонажей. Ягморта – хозяина леса. И Вакуля – властелина рек, озер и болот. Имена Ягморта и Вакуля заменяли на Лешака и Рыбака, чтобы публичное упоминание божеств не навлекло беды. Лешак был в рваной одежде, валенках, с привязанными к шапке рогами-вениками, в руках держал набитый чулок или скрученный в большой узел кушак. Рыбак тоже был в старой одежде с перекинутой через плечо сетью и котомкой «с рыбой» за спиной. Леший с Рыбаком ведут все игры от начала до конца, вовлекают неактивных, продают рыбу:

– Тыр чери кыйим, донтöма вузалам! – хватают зрителя ведущие, спрашивают, – кыным килограмм босьтан? – вместо килограммов запрашиваемой рыбы отпускают удары чулком или кушаком.

  • Игра «Боярин». Мужчина в добротной одежде, подпоясанный кушаком с лотком снега в руках входит в избу, разбрасывает снег в гостей, после чего уходит.
  • Игра «Роженица». Это обязательно мужчина, к животу которого привязана подушка и спрятана соломенная кукла. Роженица, полностью укрытая материей, лежит на лавке, имитируя схватки, а две повитухи с банными вениками в руках её обхаживают, задавая смешные провокационные вопросы. Получив все ответы, повитухи вынимают куклу, открывают лицо, после чего роженица встаёт и пляшет с куклой.
  • Игра «Покойник». Накрытого материей «покойника» кладут под иконами, в руках у него ёмкость с сажей. Начинается плач и причитания, прощание с усопшим, во время которых «покойник» мажет сажей лица, лезет рукой под подолы и щиплет. Рыбак и Лешак подтаскивают зрителей прощаться, после чего «покойника» выносят, не открывая лица.
  • Игра «Тури» (журавль). Укутанный тканью журавль держит над головой надетый на палку валенок, которым «клюёт» зрителей по головам. После представления он уходит, не открывая лица.
  • Игра «Зіэз» (осы). Несколько человек полностью накрыты материей. Они жужжат, изображая осиный рой. Подходя к зрителям, они «жалят» их – щиплют. После представления они уходят, не открывая лица.
  • Игра «Кöза» (коза). Мужчина в шкуре или вывернутой наизнанку шубе держит между ног набитую тряпьём шерстяную перчатку (в современном варианте держат надутую резиновую перчатку). Задача зрителей – подоить «козу», которая при этом бодается и лягается. После игры «коза» уходит, не показывая лица.
  • Игра «Кузнец». Мужчина-кузнец одет в обычную старую фуфайку, шапку-ушанку, мужской фартук, в руке держит деревянный молоток и «подкову» (любой плоский металлический предмет). Кузнец подходит к зрителям, прикладывает пластину к пятке и бьёт молотком.