Сегодня, 13 января, в России отмечается старый Новый год или Васильев вечер. Что это за праздник, почему так называется, какие традиции с ним связаны, и как этот день празднуют коми-пермяки?

В честь кого? Этот праздник также называют Старым Новым годом, так как раньше православный календарь отставал на 13 дней от григорианского календаря. В Белоруссии и на Украине этот день называют Щедрым вечером или Меланкой, а в некоторых регионах России – Овсенью. У коми-пермяков этот день носит название «Юркок вильöтны» или «Юркок йирны», что в переводе дословно означает «голову-ноги облизывать или грызть».

Невозможно сказать, когда возникла традиция празднования этого вечера. Существует версия, почему народный праздник имеет разные названия. По древней легенде, Змей похитил и спрятал дочь богини Лады Миланку в подземелье. Спас девушку древний богатырь Васильчик-Беспальчик. Поэтому праздник именуют днём Василия или Миланки. В христианстве событие также именуют днём Меланки – святой Мелании, жившей в IV-V веках в Риме. Название Васильев вечер произошло от имени Василия Великого – богослова, писателя и архиепископа, чей день памяти отмечают 14 января.

Что ели и пели? В этот вечер важно было приготовить много блюд, потому что считалось, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Свинья символизировала плодовитость и благополучие. Коми-пермяки готовили юркок – тушёное варево из свиных или овечьих голов и ножек. Вечером его доставали из печки, всё съедобное отделяли от костей и подавали на стол, часть варева оставляли на студень. Это ритуальное кушанье, видимо, – остаток древнего языческого обряда жертвоприношения (еззалом) Богу-Солнцу, который даёт тепло и свет Земле и всему сущему на ней. Тот, кто причастился к жертвенному ужину, духовно породнился с божеством, тот и вправе рассчитывать на его покровительство. Поставив варево на стол, семья зажигала свечку перед образами и совершала короткий молебен. Полакомившись юркоком, хозяин бросал несколько зёрен под стол или лавку и посылал ребёнка «добывать» урожай. В потёмках малыш находил зёрна и подавал их отцу. Тот по ним определял состояние будущего урожая: крупное зёрнышко – богатый, мелкое – худой.

Ещё один обычай, связанный с едой, представлял собой варение каши. Этот ритуал проводился до рассвета: когда каша становилась готовой, хозяйка извлекала горшок из печи, и вся семья начинала его осматривать. Если горшок треснул, или каша неудачно получилась, это сулило беду. Однако если каша была воздушной и вкусной, все ожидали удачи для всей семьи.

Также в этот день было принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучались в двери домов и пели хозяевам радостные песни о рождении Христа, а также желали счастья, удачи, богатства и восхваляли тепло и уют домашнего очага. После этого хозяева дома приглашали колядующих к столу. Собравшиеся за одним столом обменивались кутьей – кашей из зёрен риса или пшеницы, заправленной орехами, маком и мёдом. Таким образом они сглаживали конфликты. Затем пели «щедривки» – застольные песни, повествующие не только о радостях повседневной жизни, но и о предстоящих полевых работах.

Молодые парни в Васильев вечер ходили толпой щедровать. Они пели песни, читали стихотворения, через которые прославляли хозяев дома, желали им благополучия, здоровья и процветания. Во время щедрования парни «засевали» дома хозяев мелочью, зерном, чтобы в доме всегда был достаток. Как награду от хозяев молодые люди получали угощения, деньги.

Зачем кормить бездомных? В это время девушки занимались гаданиями, наблюдая за поведением первого встреченного животного, чтобы определить черты будущего мужа. Поэтому лучше не прогонять бездомных котов в этот день, а предложить им еду. В деревнях было принято насыпать зерно под ворота, и, если оно оставалось нетронутым к утру, это говорило о счастливой семейной жизни для девушки. Если же зерно исчезало, это тоже было хорошим знаком. Это означало, что птицы насытились им.

Валерия Останина

Источники: «Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков» (авторы Климов В. В., Чагин Г. Н.), www.culture.ru