Типы пожилых коми-пермяков. Пермяцкий округ, 1928 год. Национальный музей Республики Коми

Если спросить, а как вообще объясняется появление лесных и водяных духов, то на это есть сюжет. Согласно верованиям коми-пермяков из стародавних времён, первым разумным существом на созданной Богом Еном Земле был вовсе не человек, а малорослые человечки – чуды или чудляне. Они занимались земледелием и выращивали злаки. Орудий труда у них не было. Бог Ен заметил это и подбросил им серп, но случайно порезал шею одного чудлянина. Его соплеменники сильно испугались и спрятались кто куда: одни залезли в воду – и стали водяными кулями, другие скрылись в чаще – и стали лесными кулями, третьи заползли под пни и колоды – и стали ящерицами, змеями и другими ползучими тварями. Так первые маленькие жители Земли стали нечистью, которую так и стали называть – чудами и кулями.

Водяные духи/чуды/кули в отличие от лесных хозяйничали в реках, озёрах, болотах, у родников.

Водяной в представлении пермяков – это человекообразное, смертное существо. Под водой он живёт в хорошо устроенной избе. К себе в работники забирает утопленников, подменивая их чурками. Человек может проникнуть в его жилище, но для этого нужно закрыть себе глаза. Водяной может принимать вид щуки.

Чудов, которые преимущественно обитали в озёрах и прудах, называли ещё шишигами. Шишига была размером со взрослую женщину. Одежды у неё нет. На голове имеет длинные волосы, которые она нередко чесала гребнем, выходя на берег из воды.

Былички о водяных чудах также полны любопытных деталей. Вот некоторые из них:

1. Пошёл один пермяк стрелять уток и заметил какую-то кучку. Крадётся к ней. Видит: водяной куль спит на солнышке за рекой, а к нему крадётся медведь. Видимо, хочет напасть. Пермяк крикнул кулю: «Вставай! Тебя хочет медведь съесть!» Водяной вскочил и бросился в воду. Пришёл пермяк вечером домой и лёг спать. В полночь к нему приходит водяной куль и зовёт к себе в гости. Пошёл пермяк с ним, залезли в воду. Водяной угостил его, вывел из воды и отпустил.

2. Пошёл пермяк стрелять уток. Пришлось переходить через реку. По небу тем временем туча шла, молнии сверкали. Водяной куль вышел из воды и стал дразнить Бога Ена (тучу), поколачивая себя по заду. Пермяк подкрался и как треснет его. Водяной не успел броситься в воду и Бог Ен его спалил. С тех пор у пермяка ружьё стало метким и он много мог настрелять дичи.

3. Сидит водяной куль на плотине. Пермяк выстрелил в него из ружья ‒ водяной упал в воду. Маленькие водяные вылезли из воды и погнались за мужиком. Несколько ночей потом они ревели у его крыльца: «Зачем ты убил у нас отца!».

4. Жила старуха с сыном. Сын был дурак. Идёт он раз мимо реки, видит – рыбаки поймали маленького водяного. Парень просит: «Отдайте мне его». Ночью ва-кули вышли и воды, собрались вокруг дома старухи и просят: «Отдай ребёнка, дадим казны». Парень выкопал ямку и подставил над нею колпак с дырой. Водяные сыпали-сыпали деньги и насыпали полную ямку.

5. Пошёл мужик, не благословясь, ловить рыбу. Водяной сидит на берегу и чешет волосы. Пермяк заругался на него. Водяной схватило его за полу одежды и утащил с собой в воду.

6. Идёт пермяк по плотине и видит – держится у мельничного затвора громадная щука сажени в три длиной. Пермяк ударил её острогой, щука ушла. Ночью к пермяку пришёл ва-куль и кричит: «Пускайте! Ваш мужик засёк моего сына. Загублю вашу семью!» Маялись люди, маялись и придумали: пришли к месту, где была засечена щука, развели огонь. Положили рядом чурбан, одетый в тряпки, и спрятались. Ва-куль вылез и идёт, чтобы схватить спящего. Тут его и засекли острогой.

7. Маленький водяной пугал у рыбака рыбу. Рыбак его ударил острогой. Водяной вышел из воды и говорит рыбаку: «Пойдём за мной, защурь глаза». Пошёл пермяк, видит, что стоит под водой большой дом, в нём водяной с острогой в теле. Пермяк вынул её. Ему дали денег и проводили на берег.

8. Шёл пермяк-охотник по берегу. На бережке сидит водяной. Пермяк подстрелил его. Водяной упал в воду. Речка окрасилась синею кровью. Тут вышли три водяных и говорят: «Зачем убил нашего товарища?» Схватили пермяка и засунули до поясницы в болото.

9. Однажды мужик приехал на мельницу. Засыпал свою рожь в жерновый тюрик, а сам прилёг рядом с мельницею в «дербен» в ожидании, пока смелется засыпанная рожь. В дербен и на мельнице кроме его никого не было. Вдруг из-под полу выходят «ичетики» – маленькие мохнатенькие человечки, садятся мужику на руки, ноги и грудь и начинают просить у него пудовку муки. В случае отказа грозят задавить мужика и утащить его к себе в воду. Мужик обещает им пудовку ржи, оговариваясь только тем лишь, что нечем муки свешать. Ичетики говорят, что весы у них найдутся, и тот час же исчезают. Мужик после этого поспешно встаёт и, бросив засыпанную рожь, с испугу уезжает домой.

10. Один рыбак-зюздинец, выйдя однажды на известное всем Чёртово озеро порыбачить, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косы. Шишига, заметив мужика, испугалась его и нырнула в воду, а гребень, которым чесала свои волосы, оставила на кочке. Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принёс его к себе в избу. В тот же день, как только стало смеркаться, а семья легла спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги. Она жалобно умоляла рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень. Схватив его, шишига исчезла.

Первая часть о духах леса и воды у коми-пермяков

Источники и литература:
1) Смирнов И. Н. Пермяки: историко-этнографический очерк / [соч.] И. Н. Смирнова. ‒ Казань: Типо-лит. Имп. Каз. ун-та, 1891. – 289 с. / КПОГА. СИФ
2) Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. ‒ Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013 / КПОГА. СИФ. 1146/к. С. 33‒39.