После праздной поры Андреева да Николиного дней* в старину после середины декабря наступало время созидания ‒ подготовки к будущим Святкам, Рождеству и Крещению, то есть хозяева занимались тотальной уборкой и очищением жилища.
Для начала объявлялась война тараканам и клопам. С тараканами, правда, было не все так однозначно. Их особо не страшились, даже поговорка была на тот случай, если таракан попадал в посуду с едой: «Тороканыс не сэрпöсь – чупкы да чапкы!» («Таркан не поган – обсоси да выбрось!»).
Как ни странно, было еще поверье, что если в избе появились тараканы, так быть в хозяйстве довольству. Даже в детских сказках и потешках таракан представал «другом» человека: то он стирает, то полы моет.
Если тараканы внезапно исчезали – к беде. Одна из бывальщин даже подтверждает это: «Мужик пошел на речку морды проверить. А там – по жердям-мосткам […] – темная верёвочка тянется: тараканы речку переходят… Через три дня сгорел дом, из которого тараканы ушли…».
Если таракан ‒ «свой брат» крестьянину, то вот клоп ‒ уже точно кровопиец и злейший враг. Про него говорили: «Кин кöинся лёкжык? (Кто лютее волка?) – Клоп!»
Самым эффективным средством борьбы с клопами был мороз. Для этого семья на несколько дней переселялась в баню. Перебравшись, в избе топили печку, трубу закрывали пораньше, с угаром, бросая на тлеющие угли куриный помет. Затем плотно закрывали дверь на несколько часов и только после этого открывали дверь настежь. Затем морозили клопов около недели.
В бане попутно проводили дезинфекцию одежды от блох и других паразитов. Сначала белье вешали на шесты под самым потолком до утра. Сухой жар и жгучий пар делали свое дело. Далее, для верности, бельё стирали в густом щёлоке, а после, сполоснув, морозили в проруби.
* Андреев день – день в народном календаре славян, приходящийся на 30 ноября. Название происходит от имени апостола Андрея Первозванного. День является одним из праздников, начинающих зимний праздничный цикл, в католической традиции считается началом предрождественского поста.
Николин день – это народное название православного праздника в честь одного из самых почитаемых на Руси святых святителя Николая Чудотворца. Этот день отмечается 19 декабря.
Источник: Климов В. В., Чагин Г. Н. «Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков». – Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005 / КПОГА. СИФ. 317/к. C. 76‒78