Вадиму Голеву 40 лет. Он судовой плотник и столяр, занимается строительством деревянных лодок, парусников и ремонтом лодок, деревянных и не деревянных яхт. Прямо сейчас в городе Навегантис, в Бразилии, он ремонтирует деревянную часть металлической шхуны. О том, как житель Кудымкара стал судовым плотником и теперь ходит по морям по всему свету, узнала Анна Шайбакова.

– В данный момент я занимаюсь ремонтом 34-метровой металлической шхуны – её деревянных деталей, наружных и внутренних деталей интерьера. А также я сейчас занимаюсь созданием нового интерьера в рубке и в одной из кают, – рассказывает Вадим Голев через мобильное приложение Вотсап, отправляя голосовые сообщения. На связь из Бразилии он выходит раз в сутки. – Ремонтирую деревянный рангоут, палубные деревянные детали и элементы интерьера. Переоборудовал одну из кают из односпальной в двуспальную, создаю интерьер в новой палубной надстройке, включающей в себя салон и пост управления.

Работы по созданию интерьера подразумевают обшивку изнутри деревом: стен, потолка, пола, обрамления иллюминаторов, постройку мебели, барной стойки, приборной панели.

– Через три недели шхуна пойдёт на Огненной землю, возможно, придётся пойти на ней, достраивая её в море, – говорит Вадим.

Начало Судостроением и ремонтом на профессиональной основе Вадим занялся в 2019 году, когда его перестало устраивать то, чем он занимался на тот момент, а занимался мебелью. Таким образом он решил поменять сферу деятельности.

После школы в Кудымкаре Вадим отучился на столяра-мебельщика в городском лицее №2. Основные знания и навыки, в частности то, что знает о судостроении, Вадим, как сам говорит, получил в процессе жизни.

– Мои дедушки-бабушки все были крестьянами. Мама – актриса, отец был водителем. С детства я получал пример со стороны старшего поколения моей семьи, что можно сделать своими руками. И что мужчина, независимо от того, чем он занимается, какой профессии он отдаёт себя в жизни, он обязан и должен уметь что-то делать своими руками, – рассказывает Вадим.

О работе Деревянным судостроением и ремонтом яхт Вадим занимается постоянно с 2019 года. Первый его проект был в Петрозаводске, он работал там бесплатно, как волонтёр. Было строительство деревянной ладьи. Самое крупное строительство, в котором Вадим участвовал, – деревянный 20-метровый парусник в городе Архангельск.

– Наименьше судно, которое я построил, – это 10-метровый ушкуй (историческое название новгородских плоскодонных речных судов, известных на Руси примерно с XIII по XV век – Википедия, прим. ред.), – вспоминает судостроитель. – Порой ремонт лодки нужно производить во время её нахождения в море, когда она перегоняется от одного места в другое. И поэтому мне иногда приходится участвовать в перегонах лодки, занимаясь их ремонтом прямо в море. Конечно, я работаю во взаимодействии с параллельно работающими различными специалистами: сварщиками, малярами, электриком, механиком.

Материалы на постройку или на ремонт заказчик оплачивает сам. Иногда заказчики  консультируются с Вадимом при выборе материалов.

– Материал всегда местный, в России свой, в Бразилии свой, в Чили свой, – продолжает Вадим увлечённо. Чувствуется, что тема разговора ему нравится. – На предпочтительность материала влияют несколько факторов – это его цена, это удобство обработки, удобство доступа к нему в том или ином конкретном месте. Это использование его в части корабля, тех или иных узлов корабля. Трудно в этой связи выделить лучший материал для деревянного судостроения. На севере России это, например, сосна, лиственница и ель.

Вадим рассказывает, что чем дольше он этим делом занимается, тем большими связями он обрастает, тем больше людей о нём узнают. Чаще работа находит его сама, но бывает и так, что он сам звонит людям и просится на работу.

О местах Работая, Вадим побывал в Венгрии, Германии, во французском Бресте, на Канарах, в Кабо-Верде, был в Бразилии, Чили, Аргентине. Это не считая стран, где он был коротким транзитом. Ему довелось ходить по Белому морю, по южной части Баренцева моря, в Печорском море – это северное побережье России. Ходил по Балтике, по Северному морю. Атлантический океан он пересёк с севера на юг.

– Вдоль побережья Чили я немного ходил, в южной части Тихого океана. Всё это были перегоны обычных лодок и, конечно, на них я был не один, а в составе какого-то экипажа, – говорит Вадим. – Предпочитаю не затруднять себя получением виз, а передвигаться через страны безвизового контроля, в которых безвизовый режим для россиян.

Самый долгий его переход длился чуть более двух месяцев. Самое долгое пребывание в море без захода в порты, то есть время, на протяжении которого не было видно земли – около 18 дней.

О деньгах и языках Деньги за работу судостроитель получает в основном в рублях, на российскую карту. Иногда, если это необходимо, он просит заплатить ему в местной валюте, либо в долларах. Отправляясь за границу, иногда меняет какую-то сумму заранее в России на доллары.

Пересекая моря и океаны, Вадим научился общаться на английском языке. С большим трудом, как сам говорит, но может изъясняться на испанском. В данный момент ему приходится много разговаривать на португальском. И он с гордостью добавляет, что умеет разговаривать на родном коми-пермяцком языке.

Об океане и болезни – Конечно, я люблю океан, я люблю это невообразимое водное пространство. Я люблю парусники, я люблю на них ходить. Но мне ближе плотницкая работа. Это для меня приоритетно. Вообще, идеально, когда и то и другое совмещается.

Рассказывает Вадим и о сложности.

– Я подвержен морской болезни. Она случается у меня в первые дни выхода в море, затем происходит процесс прикачивания, и я от неё уже не страдаю. Хотя в эти первые два дня, пока я прикачиваюсь, мне приходится проявлять изрядное усилие воли, чтобы совершать работу на борту идущего судна.

О доме – Я привык к кочевой жизни. Кочевник считает своим домом место, где он находится, где обитает в данный момент. А что касается меня, любое место может считаться моим домом, где мне комфортно, но долгое пребывание на одном месте меня начинает тяготить. При этом мне нравится возвращаться в Кудымкар, – с теплотой говорит про родную сторонку Вадим.

О семье – Я не женат. У меня есть сын. Он всегда с нетерпением ждёт моего возвращения. С одной стороны, меня мучают долгие отлучки от него, но, с другой стороны, я думаю, никому бы не понравилось быть помехой чьему-либо счастью, и я не хотел бы, чтобы мой сын был подобной помехой. Я хочу оставить для него пример. Пример того, что любой человек не должен забывать про себя, не должен забывать про самореализацию в жизни, жертвуя этим ради какого-то другого человека. Научить быть счастливым своего ребёнка можно только если сам идёшь по пути к своему счастью. Родные люди… Я полагаю, по-настоящему родные люди должны принимать и радоваться за человека, за то, что он нашёл то занятие, которое приносит ему радость и удовлетворение в жизни, за то, что человек ведёт этот образ жизни и реализуется в нём.

Об интересном Запоминающихся историй в жизни Вадима было много, он рассказывает одну из них.

– На одном из парусников я занимался перестройкой одной из кают. Вместо двух спальных мест я там создавал прачечную и склад вещей. По приходу в пункт назначения, до отплытия лодки в Антарктиду с туристами оставалось два дня. И тут руководитель мне говорит, в некотором смущении, о том, что всё, что я делал в этой перестраиваемой каюте,  нужно изменить и вернуть туда… разобранные два спальных места, – спокойно вспоминает судовой плотник. – До отхода лодки оставалось два дня.

Я тут же начал соображать, из чего мне и как сделать, и успею ли я. И секунд через 15 я ответил: я всё сделаю, найду материал и всё сделаю. В итоге я вновь построил эти спальные места, причём материал был уже утилизирован или использован по другому назначению. В общем, я заново возвёл два спальных места, недостающих для экспедиции. Без лишних слов, без лишних требований. И когда я закончил работу, капитан подошёл и поблагодарил меня, и сказал: мне нравится как ты работаешь, ты не останавливаешься перед проблемой, а ищешь пути решения и находишь их. Я, конечно, был доволен и горд собой, и особенно любил свою работу в тот момент.

О будущем – Не вижу конца, ничего не планирую. Я живу в моменте. Мне нравится процесс. Может, я открою школу по судостроению. Во всяком случае, мне случалось получать удовольствие от обучения разных людей, от обратной связи в этом процессе, – улыбается Вадим. – Я и бороду ношу, потому что нравится мне мой внешний бородатый вид. И так же нравится ощущение преемственности со своим отцом.