Несколько мужчин с семьями переехали Белюково. И эти решения стали поворотными для деревни, которая уже было уменьшилась до одного жителя. Теперь Белюково возрождается, дома в ней восстанавливаются и «размножаются». Потому что люди хотят здесь жить. Люди помнят эти места. И себя в них. И своих предков.
Деревня Белюково находится от Юсьвы примерно в пяти километрах. Первые упоминания о ней встречаются аж с 1785 года. В 30 годы деревня входила в состав Асановского колхоза «Муравей», к нему же относились соседние деревни – Петрунино и Пахомово. В 1959 году все колхозы объединились в один и стали называться «Заря будущего». В Белюково была кузница, конный двор и амбары, в которых хранили колхозное зерно.
Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 18 человек, 12 из них не вернулись: погибли или пропали без вести.
В 30-60 годы в деревне было 28 жилых домов и проживало 150 человек. В 2017 году число жителей уменьшилось до одного человека.
Теперь людей становится больше. Сейчас в деревне прописаны трое и будут прописываться ещё. Деревня оживает.
Место здесь живописное. Белюково находится на берегу реки Юсьвы. На въезде стоит стенд, его сделали местные жители. На нём запечатлены выдающиеся люди и те, кто погиб во время Великой Отечественной войны.
В Белюково всего одна улица – Тарасовская. Тянется она почти на километр – 970 метров.
Первый, кто решил Первым нас встречает 35-летний Андрей Селин. Он заселился в старенький дом своего прадеда Григория Вилесова, который когда-то работал председателем колхоза «За коммунизм». Умер прадед в 1997 году на 85 году жизни. Старенький обветшалый дом в какое-то время уже хотели разобрать на дрова, но Андрей твёрдо решил, что не позволит этого сделать. Ремонт дома начался в 2017 году. А в 2020 году Андрей зарегистрировал дом на себя и переселился сюда с семьёй – женой Ксенией и двумя детьми. Дом встречает нас новыми, ещё не окрашенными наличниками на окнах, и новой верандой.
– Дом был нежилой. Не было ни света, ничего, – рассказывает плечистый, невысокого роста, хозяин дома Андрей, одетый в белую майку и ярко-красные шорты. – С женой стали заниматься, потом поставили тут баньку. Я вахтами работаю. Две недели здесь живём, две недели в Перми. Пока я работаю вахтами, супруга живёт в Перми. Потом я приезжаю и мы едем сюда.
Во дворе Андрея стоит две машины: Газель и легковая.
Пчеловод К нам подходит ещё один житель деревни, Михаил. Он на пенсии. В Белюково родился и вырос. Зимой он живёт в Юсьве, а на лето всегда приезжает сюда, в деревню, чтобы ухаживать за пчёлами.
– Когда маленький был, помню, что нас было человек 16, – рассказывает пчеловод, шагая по улице в сторону дома. – И мы делились почему-то: в школу ходили кто в Юсьву, кто в Зуево.
Фермер Подходим к новому одноэтажному дому из пеноблоков.
– Деревня у нас оживает, а ведь деревня заброшенная была совсем уже, – подмечает Андрей. – У нас ведь тут люди строиться начали. Я вот родителей хочу перевезти сюда.
В новом доме живёт Иван Казанцев, он переехал из Юсьвы несколько лет назад.
– Это наш фермер, – говорит Андрей. – Дальше у него ещё дом стоит. У него своя ферма, пилорама. Сейчас познакомимся. Они вас тоже ждут уже, – улыбается мужчина.
Их круг В это время к нам подъезжает на велосипеде «Кама» ещё один местный житель – Иван. Он тоже на пенсии и тоже разводит пчёл. Через минуту подъезжает «Нива». Из неё выходит седовласый мужчина, одетый в светлые брюки и светло-лавандовую рубашку с коротким рукавом, под которой виднеется тельняшка.
– Здравствуйте! – подходит мужчина к нам с улыбкой. – Вот это у нас деревенская молодёжь, – показывает на всех стоящих рядом мужчин Алексей Боталов. – И мы пьём только такую штуку, – показывает литровую бутылку минералки, которую передаёт Ивану, фермеру.
Алексей Боталов всю жизнь работал в колхозе «Заря будущего» комбайнёром, вышел на пенсию, получил удостоверение ветерана труда. Сейчас живёт в Юсьве. В деревню Белюково приезжает на лето, чтобы поддержать родительский дом.
Мужчины встают в круг и по очереди начинают говорить.
– Мне понравилось здесь, – говорит Иван Казанцев, начинающий фермер. – В 21 году я из Юсьвы переехал. Обустраиваться начали ещё когда я после армии приехал, в 2011 году, а переехал вот года два или три назад. У меня в хозяйстве сейчас три коровы, телята, свиньи, курицы. Пилорама своя. Живём здесь с женой Ниной и маленьким сыном.
Иван планирует перевезти в эту деревню маму. Рассказывает, что его младший брат тоже купил участок и тоже собирается построить неподалёку от Ивана дом.
Было Мужчины начинают оглядываться по сторонам и показывать на заброшенные и заросшие места.
– Здесь ведь много домов было… Ой, многооо, – протягивает Иван, который приехал на велосипеде. – И здесь дом был, и здесь дом был. Некоторые перевезли, продали, некоторые распилили, некоторые сами сгнили. Раньше было 23 дома. Это сколько я помню.
По данным сайта «Народная энциклопедия деревень Юсьвинского района Пермского края», в 2007 году здесь было шесть жилых домов и постоянно жили в ней тогда всего два человека.
По рассказам мужчин, раньше в деревне было очень весело. Была своя спортивная площадка, которую жители строили сами, было и футбольное поле. На спортивной площадке ребята играли в волейбол, баскетбол, прыгали в длину, турники были и ещё много чего.
– К нам на площадку ведь из соседних деревень даже приходили, – в один голос рассказывают старожилы деревни. – А девчонок сколько приходило, – в этот момент все хором смеются.
Дорога Самая большая проблема для деревенских жителей – отсутствие хорошей дороги. Зимой нет никакой, летом до деревни добираются по Мелюхинскому тракту. Ещё через реку Юсьва делают переход. Жители деревни очень просят, чтобы им сделали дорогу.
– Сейчас лето, сухо, можно проехать, – говорит Андрей. – А дожди начнутся? К нам вообще будет ни заехать, ни выехать. Я уже к главе обращался, ещё к Евсину ходил. Он тогда мне сказал: «А зачем вы в деревне этой строитесь? В Юсьву надо переезжать! Здесь не рентабельно!» Я тогда немного подофигел.
В октябре прошлого года Андрей Селин обратился в прокуратуру по поводу ремонта дороги. Там ему ответили, что в адрес и. о. главы, тогда им был Николай Никулин, направлено представление об устранении нарушений. Но по сей день ничего не сделано. В этом году Андрей решил снова обратиться к главе Юсьвинского округа, через соцсеть, и попросил отремонтировать дорогу, на что администрация ему ответила, что ремонт дороги до Белюково запланирован на 2024 год.
– Уличного освещения у нас нет вообще, – добавляет Андрей. – А сейчас ночью хоть глаз выколи.
– Да свет-то ладно уже, – перебивает его Алексей Боталов. – Нам лишь бы до стенда сделали дорогу.
Родительский дом Подходим к дому велосипедиста Ивана. О том, что дом старый, говорят его наличники на окнах – по-старинному вырезанные и поблёкшие. Дом огорожен новым забором.
– Дом перебрал нынче. А наличники я красил в последний раз, когда из армии приехал, – рассказывает пенсионер. – Давно это было. Дом в 61 году построили. Раньше под матицу же ложили деньги. Вот в 61 году они только появились и их положили при постройке. А строил его ещё мой отец – Александр Боталов.
Кузница и убитая корова Ягодка Чуть дальше, напротив дома Ивана – пустырь, посреди которого стоит старая одинокая берёза.
– Здесь раньше кузница была, – машет в сторону берёзы Алексей Боталов. – А ещё под этой берёзой когда-то молния корову убила.
– Да, это наша корова была, – подтверждает пенсионер Иван. – Молния в берёзу ударила, а корова стояла под берёзой. Она мощная корова была, всех коров разогнала и встала одна. Я ещё в школе учился тогда. Давно это было, в 75 году где-то было. А корову звали Ягодка.
Ворота, петух и берёзы Проходя по выкошенной улице вдоль деревни, замечаем одиноко стоящие покосившиеся ворота. Дома уже за воротами нет. Его вывезли в Карагай, говорят местные.
– Мне было четыре годика, – вспоминает Алексей Боталов. – Как прихожу, вспоминаю. И они, смотри, до сих пор стоят. Им, наверно, лет 150 уже. Я вот, помню, маленький был, приходил. Смотрю, значит, в щель, там куры и петухи ходят. Как петух меня клюнул! И как не в глаз, никуда! А ума ведь не добавилось нисколько, – смеётся Алексей.
По улице стоят старые берёзы. От старости одна из них уже раскололась надвое и упала. Все эти берёзы садили старожилы деревни.
Родная Ещё долго пожилые мужчины наперебой рассказывают разные истории из детства и юношества. И все они связаны с родной деревенькой Белюково. Её теперь возрождают мужчины молодые. Потому что так решили.
Текст и фото Анна Шайбакова