Фото: Константин Седегов, ПН

Архитектору Владимиру Маскалёву 55 лет. Он называет себя свободным художником. Говорит, не понимает, как поступил в архитектурный, а деревом занялся вообще случайно. Но теперь его работы знает весь Коми округ.

Умение строгать, рисовать и проектировать, говорит Владимир Маскалёв, он унаследовал от деда — отца мамы Валентины. Родился Владимир в деревне Кышка Кочёвского района, в шести километрах от районного центра. В семье Владимира было ещё два брата, но так случилось, что до этих дней дожил только он — самый старший сын. Папа Владимира умер рано. Ему было всего 39 лет. И маленькому Вове очень тяжело пришлось, потому что маме надо было помогать. Мама родом из деревни Кукушка. А дед Владимир был знатным деревенским умельцем. Внук Владимир, его и назвали в честь деда, сам называет деда ласково — деревенским интеллигентом.

— Он как будто чувствовал — мне в наследство оставлял много всякого инструмента, — вспоминает мужчина. — Всё потерялось. А я молодой был. И после школы я просто из деревни сбежал, — улыбается художник. — Я мог и в сельское хозяйство окунуться, но не стал. Не хотел, чтобы меня хоть что-то связывало с деревней. Но помню, как я с детства что-то пытался строить, что-то мастерить. Какие-то шезлонги, гаражи.
Работу с деревом художник называет своим хобби или занятием для души.

Свердловск. Учился Владимир в Свердловском архитектурном институте. Говорит, что попал в это направление, потому что ему повезло при поступлении. Рисованием увлекался с детства. В домашней коллекции архитектора есть и картины.

— Я вообще не представляю, как я поступил. Люди с образованием провалили экзамены. А я поступил. Наверное, потому что в школе учился хорошо. А после архитектурного я приезжал на шабашку в КДЦ. Может, помните? КДЦ мрамором обшивали. Думал, что в Свердловск вернусь, но когда вернулся, понял, что это не то. Город большой, суматошный. Там я бы потерялся. А здесь я себя нашёл. Сильно помогли местные архитекторы. Маскалёв был Сергей. Тогда он в администрации работал.

Начало. — По большому счёту, можно было и за рисунки взяться, — размышляет Владимир Леонидович. — А вообще это стечение обстоятельств. По-моему, было в 2008 году. Первые деревянные скульптуры Чебурашки и крокодила Гены. Может, помните? Они стояли около «Блюза». По заказу Алексея Петрова. А сделаны они из свалившегося тополя по Советской. Вот он валяется. А я на него смотрел, смотрел да и придумал. Вот таким было начало. А потом я понял, что я это могу, и мне понравилось — меня затянуло. А потом уже городские заказы пошли. И Пермский звериный стиль. У нас же это бренд.

Владимир Маскалёв тщательно изучал историю, мифологию Коми-Пермяцкого округа с детства. Особенно изучал названия рек, лесов и деревень. Поэтому, как говорит сам художник, он с лёгкостью понимает Пермский звериный стиль.

Фото: Константин Седегов.

Помнит художник и свою первую скульптуру для города. Это дедушка, который сидит с буквой Ö, и толпа чудей возле бывшей детской поликлиники.

Фото: Константин Седегов

Владимир Маскалёв рассказывает, что к деревянным скульптурам пришёл вообще случайно. В основном он проектирует дома, а дерево — это хобби. Раньше вырезал дерево для интерьера и считал это баловством. Как сам говорит — занимался украшательством.

Сейчас. — Дерево, которое я использую — это тополь и осина, — рассказывает Владимир Леонидович. — Самое поддающееся — это сосновые скульптуры. Но они лопаются. В самых неожиданных местах. Непредсказуемое дерево. Вот сделал, вроде, всё нормально. А в помещение занесли, поставили в солнечное место или около батареи, а оно шлёп — и лопнуло. Из сосны делаю только маленькие какие-то фигурки. Ну вот недавно, — оживился художник, вспомнив. — У меня корова такая была возле дома. Деревянная. Я из неё единорога сделал. Рог у коровы отрубил и приделал. На Элвиса Пресли похож, — смеётся художник. — Я его так и назвал — Элвис Пресли. Я ему ещё и крылья приделал. В общем, он у меня ещё и Пегас.

Скульптура коровы, превратившейся в Пегаса. Из-за высокой чёлки, Владимир Маскалёв называл её Элвисом Пресли. Фото со страницы Владимира Маскалёва.

Проекты. Владимир Маскалёв вспоминает, что принимал участие в проектировании Коми-Пермяцкого музея в городе. Все коммерческие объекты Алексея Петрова в Кудымкаре проектировал тоже он. Из «Маркетинга» уволился лишь года два назад.

— А сейчас у нас новый проект, — делится планами Владимир Леонидович. — Уже не деревянный. Будет около «Телеги», — загадочно говорит художник, улыбаясь. — Где-то в августе, думаю, появится.

Владимир Леонидович говорит, что тесно сотрудничает и с Архангельским отделом культуры.

Семья. Владимир Маскалёв радостно рассказывает, что старшая дочь недавно сделала его дедушкой — 28 июня родился внук.

В семье Владимира трое детей — дочь и два сына. Дочь Александра, сыновья Антон и Алексей. Младший сын в школе, средний в Перми, работает. Супруга Наталья работает у Алексея Петрова.

— По стопам моим никто не пошёл, — с ноткой досады говорит архитектор. — Я всё ждал, что кто-то… В детстве все рисовали, а сейчас как-то всё сошло на нет.

Текст: Анна Яркова, фото: Константин Седегов