
Осенью 2019 года администрация Кудымкара купила квартиры для детей-сирот в городском микрорайоне Быстрый. Через два года, после жалоб сирот, независимая экспертиза признала жильё негодным. Людей временно переселили, а администрация обратилась в суд с иском о признании контракта притворной сделкой.
Сейчас 23-летняя выросшая без родителей в приёмной семье Валентина Запольских живёт в квартире по улице Топоркова, 2. Условиями она довольна, сделала в квартире ремонт и очень надеется, что контракт социального найма администрация с ней продлит и в будущем она это жильё приватизирует.
— У меня договор до 1 января 2024 года. До этого вообще каждый месяц со мной договор заключали. Мне сказали (в администрации – прим. автора), что, когда суды все пройдут, только после этого они смогут уже договор на пять лет, а потом чтоб я собственником была, — рассказывает Валентина. — Я туда не вернусь, особенно с этой канализацией!
«Туда» – это в квартиру по улице Кузнецова, 17. Большинство горожан помнят это здание как гараж предприятия по производству минеральной воды «Иньвенская». Нежилое помещение выкупили супруги Тотьмянины, с разрешения администрации сделали ремонт, перевели из нежилого в жилое. Постановление о переводе подписал экс-глава Кудымкара Иван Мехоношин. В 2019 году комиссия, в составе которой были сотрудники городской администрации Елена Чугайнова, Полина Хорошева, Ольга Яркова, выкупила эти помещения под жильё для детей-сирот. За две квартиры в этом здании администрация заплатила чуть меньше 2,5 млн рублей.
— По документам там всё хорошо, внешний вид красивый, — рассказывает Валентина Запольских. — Паркет (так она называет ламинат – прим. автора), потолок натяжной, обои дорогие, красиво всё.
Валентина заехала в новую квартиру, будучи беременной, на девятом месяце. Красивой квартира пробыла недолго. Буквально через два дня потолок стал «бежать», «лампочки от сырости лопаться». Позже стены и потолок покрылись плесенью, вышел из строя канализационный насос, перекачивающий жидкие отходы в центральную канализацию.
— Туда ни бумагу туалетную, ничего нельзя было, даже белизной или химикатами унитаз почистить. С электричеством неправильно сделано, — делает вывод Валентина. — От сырости током било. Я воду после стирки в унитаз сливать стала, в обморок упала, без сознания лежала, потом скорую вызвала, три месяца тогда ребёнку у меня было.
Жалобы и экспертиза Вместе с сиротой-соседкой из второй квартиры Валентина стала писать жалобы — сначала в администрацию города, затем в прокуратуру и «в Пермь куда-то, сейчас точно не скажу, документы все есть». С администрации приходили с проверками, выявляли небольшие нарушения, требовали от бывших собственников — Тотьмяниных — устранять их. В итоге администрация заказала независимую экспертизу.
В марте 2021 года ООО «УралБизнесПроект» по результатам обследования признало жилые помещения непригодными для проживания. Выявили, что железо и брусья стропил тоньше нормы, нет вентиляции (отсюда сырость и плесень) и заземления (не удивительно, что жильцов било током от электроприборов).
На основании проведённой экспертизы администрация города обратилась в суд с иском о признании контракта притворной сделкой и возврате денег в бюджет.
Суд По документам квартиры администрация купила у пенсионеров Галины и Виктора Тотьмяниных. Фактически же сделку проводила по генеральной доверенности их бывшая невестка, риелтор Евгения Тотьмянина.
— Они оба (Галина и Виктор – прим. автора) пенсионеры, собственниками квартир были лишь формально, и денег с продажи не получали, — рассказывает адвокат супругов Тотьмяниных Андрей Рачёв. — А теперь с них администрация через суд деньги взыскивает. Я заявлял ходатайство, чтобы Евгению Тотьмянину привлечь в качестве соответчика, но судья мне отказала.
В суде Евгения Тотьмянина появилась 15 мая в качестве третьей стороны. Сразу в начале судебного заседания юрист администрации Анатолий Меликов заявил, что Евгения Тотьмянина предложила заключить мировое соглашение и нужно время, чтобы его обсудить.
— Я же понимаю, что дело проигрышное и на стариков всё это повесится. Они мне такие же родители (Галина и Виктор Тотьмянины — родители бывшего мужа Евгении – прим. автора), мы 19 лет вместе прожили, и я готова всё взять на себя, не хочу, чтобы их по судам таскали, проблемы им создавать, — говорит Евгения Тотьмянина. — Единственное, что мне надо — я прошу отсрочку до октября, потому что сейчас сразу не могу деньги администрации заплатить.
Адвокат пенсионеров переживает, что у его доверителей в этом случае нет никаких гарантий, что Евгения Тотьмянина внесёт деньги в бюджет, и мировое соглашение может быть и не исполнено, а риски у пенсионеров остаются.
— Гарантия — только моё слово! Я человек слова, и всегда делаю, что говорю, — уверяет Евгения.
Администрацию вариант мирового соглашения с отсрочкой выплаты устраивает. Судья предлагает сроки прописать в мировом соглашении, и 16 мая стороны его подписывают. Евгения Тотьмянина берёт на себя обязательства по возврату денег за квартиры в бюджет.
Редакция газеты будет следить за развитием событий.
