В Госдуме готовятся принять «живодёрские» поправки в закон об обращении с животными. Инициатива уже вызвала протесты зоозащитников. В то же время часть общества выступает за умерщвление беспризорных собак, особенно после случаев, когда животные убивают детей. Почему разобраться с проблемой так непросто, сколько денег выделяют на собак власти и что думают о проблеме люди?

В мае Госдума готовится рассмотреть поправки в закон об ответственном обращении с животными, наделив регионы правом самим решать, что делать с беспризорными собаками. В пояснительной записке указано, что поправки необходимы, чтобы защитить людей от нападений бездомных собак. Зоозащитники опасаются, что регионы начнут вводить эвтаназию, и собирают подписи против поправок. Они говорят, что на убийстве собак, которые ни в чём не виноваты, не построить гуманное общество. Предлагают активисты и решение проблемы, состоящее из множества пунктов. Завязано решение на госденьгах и ответственности людей. Но мнения о том, что проблему надо решать радикально, тоже звучат. Особенно когда случаются трагедии с детьми.

В январе 2022 года в посёлке Домна Забайкальского края погибла семилетняя девочка, дочь школьной учительницы и военного лётчика. По дороге из музыкальной школы домой её насмерть загрызла стая собак. Осудили по этому делу местную жительницу Татьяну Качееву, во дворе которой жили 13 собак — 7 взрослых и 6 щенков. Как выяснилось на суде, собак хозяйка неплохо кормила, следила за ними и, судя по всему, любила. Но их видели на месте гибели девочки, а при препарировании некоторых из них в рамках следствия доказали причастность к нападению на ребёнка. Эксперты в суде были удивлены тому, с какой скоростью и как сильно собаки повредили тело. Женщину обвинили в причинении смерти по неосторожности и 14 июля 2022 года приговорили к году и 10 месяцам ограничения свободы, сообщает новостной портал Chita.ru. Вину она не признала, объяснив, что её собаки могли уйти со двора на запах крови, уже после нападения на ребёнка бездомных собак. По сообщениям СМИ, местные жители не раз жаловались на стаи собак, но власти ничего не делали. Сообщалось, что ночью после трагедии в посёлке были слышны выстрелы, утром в мусорных баках якобы находили мёртвых собак. В Забайкалье, по данным СМИ, нет ни одного муниципального приюта, программа отлова не работает. И трагедия не первая. В марте 2015 года в Чите прикормленные на территории промпредприятия собаки загрызли 9-летнего мальчика, который шёл из школы домой. Власти тогда провели экстренное совещание. Но девочке из Домны в 2022 году это никак не помогло.

Как сейчас На федеральном уровне принята программа «Отлов-стерилизация-вакцинация-возврат» (ОСВВ). Но чтобы она эффективно работала, без бюджетных денег не обойтись, и они нужны не только на контракты по отлову, но и на муниципальные приюты. В СМИ приводятся данные, которые показывают, что в тех регионах, где к выполнению программы власти подходят ответственно, ситуация существенно улучшается, хоть и уходят на это годы. А «бесполезной» программу называют в тех регионах, где нет муниципальных приютов, и проблема не решается десятилетиями. Специалисты отмечают, что частные приюты и волонтёры не могут решать эту проблему системно.

У нас В начале апреля власти Юрлы объявили в соцсети, что в селе отлавливают бродячих собак. Комментарии местных жителей под этим постом можно свести к одному: наконец-то. Как выяснилось, на контракт власти потратили около 100 тыс. рублей. По программе ОСВВ этого хватит на работы с 7-10 собаками.

По данным «ПН», схема в районах Коми округа выглядит так: люди жалуются на ситуацию с собаками в прокуратуру, прокуратура обязывает местные власти соблюдать законодательство, по которому за беспризорных собак отвечают именно местные власти. А местные власти действуют по плану краевой Госветинспекции. Им выделяют субвенции из краевого бюджета на определённое количество собак. Контракт заключают, если получается. В Косе и Гайнах, например, на аукционы по отлову с первого раза никто не заявился. В Юсьве в этом году контракт заключили на сумму 88 тыс. рублей, в Кочёво — на 213 тыс. рублей, в Гайнах со второго раза — на 283,6 тыс. рублей.

В Кудымкаре сумма контрактов на 2022 год — 1 млн 800 тыс. рублей. Это примерно на 180 собак.

Край В пресс-службе губернатора сообщают, что местным властям на реализацию полномочий по обращению с безнадзорными животными выделяют субвенции. А в 2022 году пересчитали нормативы расходов на работу с собаками, применяемые для расчёта этих субвенций. Цифры, правда, не названы. В 2020 году, сообщают краевые власти, из регионального бюджета выделили деньги, которые позволили создать 1000 дополнительных мест для бездомных животных. Вероятнее всего, речь идёт о втором муниципальном приюте в Перми. Всего в крае муниципальных приютов, то есть тех, которые содержат власти, пять: два в Перми, по одному в Березниках, Губахе и Чернушке.

Пермь В городе работает МКУ «Служба по обращению с животными без владельцев». У них есть два приюта, располагающиеся в промзонах. Планируют третий, на это край выделил субсидию в 86,8 млн рублей, город добавил 877,3 тыс. рублей. Три года назад здесь приняли решение отловленных животных не выпускать, а содержать и пристраивать. В каждом из двух приютов сейчас содержатся под 500 животных. В третьем планируют размещать до 1500. По данным учреждения, в 2022 году в Перми численность бездомных животных уменьшилась на 20% по сравнению с 2020 годом — до 2700 особей. Приют периодически ищет работников. Киперу (рабочий по уходу за животными) предлагается зарплата в 24-34 тыс. рублей в месяц. Ловцу-водителю — 24-34 тыс. рублей в месяц. Уборщику производственных помещений — 17-19 тыс. рублей в месяц. Регулярно приютам помогают 94 волонтёра. По данным Службы, в 2022 году хозяев обрели более 1200 животных.

Мнения 61-летняя Елена Иванова из Юсьвы недавно оставила заявление в юсьвинской администрации о том, что собаки бегают по улицам, многие с ошейниками.

— У соседки кур загрызли, я боюсь своего мелкого пса выгуливать на поводке. Они же большие, могут и погрызть, — негодует женщина. — Вроде писали, что будут отлавливать, но собаки как бегали, так и бегают. Наверное, чтобы навести порядок, надо записывать в похозяйственные книги в каждом дворе собаку, пол, масть, возраст, как записывают КРС и прочую живность. Тогда хоть немного порядок будет, если за собаку на самовыгуле оштрафуют нерадивых хозяев, может быть, станут задумываться, заводить или нет, а суммы штрафов направлять в тот же приют в Кудымкаре на содержание животных.

Горожанка Елена Ваганова ратует за то, чтобы в Кудымкаре для собак создали ещё один приют, потому что одного приюта в городе недостаточно. И чтобы приют был полностью на муниципальном контроле и финансово снабжён.

— Потому что я считаю, это неправильно — отлавливать собак и отпускать, — говорит женщина. — Вот правильно делает Оля Епина, которая содержит приют (частный приют «Бобкин» — прим. ред.). Она содержит собак, лечит их, стерилизует, кормит и не отпускает. Но для неё, я думаю, это стало огромной проблемой. Она, вроде, и людям хочет помочь — не отпускает собак, но ведь их надо содержать. Вот я не понимаю сторону администрации. Да, они единоразово помогают, а я считаю, что безопасность горожан должна быть полностью на содержании муниципалитета.

У самой Елены есть своя собака. Дворняжка. Злая. Женщина говорит, что держит её на цепи и с цепи не отпускает, лишь под её контролем собака гуляет на поводке.

Мнение муниципального депутата Андрея Хорошева на эту тему, как он говорит сам, схоже с позицией приюта «Бобкин».

— Передержка, стерилизация и найти хозяев друзьям нашим меньшим, — коротко объясняет свою позицию мужчина.

Наталья Новикова, депутат Думы Кудымкарского округа, считает, что нужны и дополнительные деньги, и учёт, и наказания.

— Тема собак для меня как крик души. Я собачница, у меня 2 йоркширских терьера, они получают полноценное питание, груминг, вакцинацию — в общем, всё в полном объёме, даже ультразвуковую чистку зубов. И когда я вижу бездомных животных, в моей голове не укладывается как можно выбросить животное, лишить его крова и еды. В тоже время я понимаю, что бездомные собаки могут и напасть на людей, и быть разносчиками инфекций. Думаю, что данную тему надо активней поднимать и решать на федеральном уровне, чтобы выделяли достаточно средств для их содержания в различных приютах. При этом при отлове обязательно стерилизовать. Также приветствую тех людей, которые берут в дом животных из приюта. И ещё, было бы неплохо всё же ввести учёт или регистрацию собак. Когда будет известно чья это была собака — легче будет найти бывшего хозяина и привлечь его к ответственности.

Мария Бекасова, депутат Думы Кудымкарского округа, считает, что наказывать людей надо строже.

— У каждого домашнего животного должен быть хозяин! Необходимо увеличивать штрафы и меру наказания за выгул собак без присмотра и за их неконтрольное размножение. Приюты дают надежду безответственным членам общества на то, что кто-то накормит и подберёт их брошенных питомцев.

Елизавета Шалгинских, глава Гайнского муниципального округа, рассказывает, что хозяева от собак открещиваются в суде.

— Насчёт бездомных собак интересный вопрос. Когда собака кого-либо пугает лаем или не дай бог кусает, то эти собаки все бездомные, но всегда есть те, к кому во двор собака заходит и из дома ей выносят кушать. Внимание, вопрос: она без хозяина или всё-таки он есть? На судах такие хозяева открещиваются от своих собак.

Алексей Петров, депутат краевого Заксобрания, выступает за жёсткие меры.

— Я одно хочу сказать, что собак бездомных надо отлавливать. Пусть это, может быть, не совсем гуманно. Но когда страдают дети и есть случаи в России, что собаки загрызают детей, — это просто полное безобразие и безответственность тех территорий, в которых это происходит. Что толку мы их отлавливаем, потом их в приюты устраиваем, кормим, кастрируем, а в итоге они потом появляются снова на улицах. У каждой собаки должен быть хозяин. Он должен нести ответственность за свою собаку. Если он содержит собаку, то будь добр — содержи её в нормальных условиях. Она должна быть на привязи, не должна по улице бегать. А те, которые бегают бездомные, их надо отлавливать, ну, я думаю, вы догадываетесь, что с ними надо делать. Меня, может быть, люди неправильно поймут, но, я считаю, что собаки бездомные, и по ним надо принимать самые жёсткие меры — вот и всё. Те территории, которые выделяют деньги из бюджета на содержание этих собак — отлов и так далее, я бы в этом случае направил эти деньги на социальные нужды той территории, кто их выделяет. Это будет больше пользы и за это скажут спасибо люди. Пусть небольшие, но всё-таки это деньги, и они должны быть адресно направлены.

А штрафов нет Городские власти сообщают, что в этом году за четыре месяца в администрацию поступило 21 обращение о бездомных собаках.

— В настоящее время в рамках действующего законодательства штрафы за безнадзорное содержание животных (собак) не предусмотрены, — сказано в ответе. Сотрудники отдела общественной безопасности и муниципального контроля лишь информируют владельцев и выдают предписания для устранения нарушений.

Сколько власти тратят на собак в разных территориях края:

  • Юрла 100 тыс. рублей (на 10 собак), контракт по системе ОСВВ на 2023 год
  • Кудымкар 1 млн 800 тыс. рублей (на 180 собак), контракты по системе ОСВВ на 2022 год
  • Пермь, 50 млн рублей (примерно на 1000 собак)

Источники: данные администраций Юрлинского муниципального округа, Кудымкарского муниципального округа, бухгалтерская отчётность пермского МКУ «Служба по обращению с животными без владельцев».

На скольких собак дают денег местным властям (количество животных без владельцев, подлежащих отлову, учёту, карантинированию, утверждённое приказом краевой Госветинспекции на 2023 год и плановый период 2024-25 годов):

  • Пермь 1239
  • Кудымкарский округ 159
  • Юсьвинский округ 8
  • Юрлинский округ 10
  • Кочёвский округ 15
  • Косинский округ 9
  • Гайнский округ 20

Всего по краю: 3945

Анна Яркова