Отец и сын Дилшод и Шахром Артикбаевы живут в Кудымкаре, и оба играют в футбол. Папе 32 года, сыну семь. Папа в футболе лет двадцать, сын — второй год, но уже ключевой игрок команды.

32-летний таджик Дилшод Артикбаев работает разнорабочим на стройке. И вот уже более двадцати лет не расстаётся с футболом. Называет себя универсальным игроком, но чаще в командах выступает в качестве защитника и защитника атакующего.

С прошлого года он начал играть за команду «Быстрый», и играет очень хорошо. К футболу подтянул всю семью. Его жена и дети с удовольствием болеют за любимого папу. Старший сын Шахром, который в этом году пошёл в первый класс, тоже играет в футбол. И ничуть не отстаёт от папиных успехов в этом виде спорта.

В редакцию они приходят вдвоём. Оба в спортивных костюмах. Скромно присаживаются на наш редакционный диванчик, и папа начинает свой рассказ.

Как попали в Кудымкар В Кудымкар Дилшод начал ездить со своим отцом с 2013 года. С 2006 года они ездили в Пермь на заработки. В Кудымкар попали совершенно случайно.  Здесь на стройке работали его земляки. Они не успевали по срокам закончить строительные работы.

— Надо было дом поднять. И они не успевали. Мы подъехали, подняли дом. Другим понравилась наша работа и дальше пошло дело. Мне понравился Кудымкар. Здесь лучше, чем в Перми. Меня всё устраивает для жизни. Работа есть. Здесь не шумно. Всех знаю, все знакомы. Я с 2006 года езжу сюда, — рассказывает кареглазый симпатичный мужчина. — Не конкретно в Кудымкар, а в Пермь. Мне было 16 лет, когда я впервые приехал в Пермь. Даже паспорт не получил, с метрикой приехал на заработки. У меня зять в автосервисе работал тогда в Перми. И мне было интересно. Как бы с детства интересуюсь машинами. Хотел выучиться автослесарем. Полтора года с ним работал, школу закончил, потом университет. Закончил программистом, информатика. С дипломом не работаю. Пошёл туда, потому что думал, что пригодится профессия. Закончил в 2012 году, но не работал. Продолжал ездить сюда.

Почему Денис Дилшод рассказывает, что на работе все коллеги зовут его Денисом. Поначалу Дилшода очень это смущало, позже привык.

— Когда приехали на работу, я как сказал, что меня зовут Дилшод — никто не мог выговорить моё имя. Потом у меня друг, с которым мы до сих пор работаем, зовут Димой, говорит мне: а давай тебе тоже русское имя поставим. А потом он сказал что ли кому-то, чтобы меня Денисом звали. Потом началось: Денис, Денис. И потом я уже сам привык, что я Денис, — смеётся мужчина.

Семья — У меня большая семья, — немного заикаясь, продолжает Дилшод. — Я, жена, трое детей, папа, мама и брат. Старшая дочка и ещё два сына. У нас как принято — мы живём с родителями. В прошлом году мы купили участок. Построили дом в Кудымкаре, в 176 квадратов, в Юрино, улица Песчаная. Всё, сейчас живём там.

Жена за Дилшодом приехала в Кудымкар только в прошлом году. Теперь семья Артикбаевых всегда посещает все футбольные матчи, независимо от того, кто играет: сын или отец. Всегда вместе, всегда дружно и всегда болеют за своих близких.

Футбол — Футбол с детства играю. Уже более двадцати лет, примерно. Даже было время, в высшую лигу в Узбекистан звали, — признаётся Дилшод. — Но мне тогда сказали, чтобы я с ними тренировался до второго тура без зарплаты. Мне сказали: есть возможность, твои данные подходят для защиты и будешь играть. Я подумал, это надо шесть месяцев ждать. Нет. Я решил поехать в Россию. Я отказался. Может быть, играл бы в высшей лиге сейчас.

Дилшод признаётся, что футбол его семья никогда не бросала. Игра в футбол — это своеобразный отдых. Именно во время игры мужчина отдыхает.

— Я часто езжу в Пермь и играю с ребятами из моей Родины. Мы каждый год выигрываем первое место в межнациональных играх. Команд больше десяти. Студенты из Африки, Азербайджана играют. Есть все нации там. Команда называется Янгабод, — Дилшод бросает взгляд на сидящего рядом в жёлтой олимпийке сына и продолжает рассказ уже о нём. — Сын вообще-то не футболистом был, а дзюдоистом и боксёром. Он мне сказал, что хочет играть в футбол. И вот занимается футболом уже второй год. Младшего сына хотим тоже устроить на футбол к Андрею Яркову. А дочка занимается плаванием.

Месси или Роналду — Футбол мне играть нравится, — признаётся семилетний смуглый мальчишка по имени Шахром. — Забиваю голы — очень радует. И тренер добрый.

— А почему седьмой номер выбрал? Расскажи, — подначивает отец. Мальчик молчит.
Папа улыбается. — Потому что за Криштиану Роналду болеет. Я же тоже всегда под номером 4 играл. Сын сказал: папа, давай тоже под номером 7 играй. Я теперь играю под седьмым номером.

Позже в беседе Дилшод признался, что с детства болеет за футбольный клуб «Барселона», а любимый игрок — Месси. Шахром болеет за Роналду.

— Мы спорим ещё, бывает. Он говорит, что Роналду лучше. Я говорю, что лучше Месси. Он мне постоянно ролики показывает, как Роналду забивает гол. Я ему показываю, как Месси забивает, — смеётся отец.

На вопрос, повторяешь ли за Роналду празднования забитых голов, мальчик смеётся.

— Он и дома играет. Я ему говорю, что дома нельзя в футбол играть. Но без мяча не представляет жизни, — подытоживает Дилшод.

Сам Дилшод играет за футбольную команду «Быстрый», которую когда-то предложил создать Игорь Нилогов. Дилшод тогда согласился.

Тренер — Шахром является ключевым игроком команды, — объясняет Сергей Норов. — Первое время ему было тяжело, потому что он русский язык слабо знал. Папа ходил на тренировки и на своём языке подсказывал ему. Сейчас уже он более-менее русский язык освоил. Понимает, старается. Ни с кем не конфликтует. Всегда всем помогает. Всегда спокоен. Ребята в коллективе относятся к нему положительно. Парень старается. Вытягивает команду. Ну и папа его поддерживает на всех играх. С папой мы тоже тренируемся в одной команде, в «Парме».

Планы — В будущем, думаем, что здесь уже останемся. Дом построили же, — объясняет Дилшод. — В будущем мы планируем открыть ресторан узбекской кухни. Жена будет готовить и брат. Пока жена у меня домохозяйка.

Профессия — Кто не понимает футбол, говорят, что футбол — это дорого. Я же это понимаю. Я же готов его сейчас отдать на какую-то академию, — показывает Дилшод на сына. — Чтобы он играл. Готов платить сколько угодно. В дальнейшем думаем его отправить в Казань, заниматься профессионально. Как гражданство все получим.

Текст: Анна Яркова. Фото: Константин Седегов