Мы в «ПН» заметили, что в криминальных сводках увеличилось количество сообщений о насилии над детьми. Тема домашнего насилия была на слуху несколько лет назад, после громких случаев, таких как дело Маргариты Грачёвой. Повестка СМИ сменилась, но проблема никуда не ушла. Что происходит сейчас и что делать — разбиралась Анна Яркова.

В Кудымкарском районе 20-летний отчим жестоко обращался с 6-летним пасынком. В декабре прошлого года он, будучи пьяным, стукнул кулаком по дну банки, в то время как из неё пил ребёнок. Мальчик получил ушибленную рану переносицы, а на носу и около глаз появились сильные кровоподтёки.

Мужчина уже был осуждён за избиение ребёнка. Первый приговор — за то, что мужчина избил двоих детей сожительницы 6 и 5 лет — был вынесен 21 ноября, вступил в силу 5 декабря, наказание — 180 часов обязательных работ. Новое избиение произошло в декабре, спустя несколько дней после вступления приговора в силу.

Судебное заседание состоялось 26 января. С учётом неотбытой части наказания, Кудымкарский городской суд назначил виновному 300 часов обязательных работ.

В ноябре прошлого года ещё одна горожанка была осуждена за истязание 15-летней дочери. Женщина получила условный срок. А истязание дочери она называла «Методом воспитания». Тогда ребёнка отправили в Центр помощи детям.

В июне прошлого года 43-летняя женщина на 5 лет попала в колонию общего режима и обязана выплатить 500 тыс. рублей за моральный вред, причинённый дочери. В колонию женщина попала за истязание своей семилетней дочери. В полицию заявила её старшая дочь, когда услышала детский плач за дверью дома, куда пришла проведать сестёр. Мать была пьяна. После проверки на теле семилетней девочки были обнаружены многочисленные следы побоев. Позже выяснится, что женщина постоянно била свою дочь и угрожала девочке убийством. Прибывшие на место полицейские приняли немедленное решение изъять девочку из семьи. Пьяная мать, сопротивляясь этому, укусила двоих полицейских.

В понедельник, 27 февраля, краевые СМИ выдали информацию ещё об одной нерадивой матери, из Оханска. В пьяном состоянии она часто избивала 9-летнюю дочь и издевалась над шестилетним сыном, заставляя есть с пола. Дети часто голодали. Суд признал 42-летнюю женщину виновной и назначил ей три года лишения свободы условно.

Ситуация Так называемое домашнее насилие распространено не только в России. Россия — одна из стран, где до сих пор не принят отдельный закон против домашнего насилия, несмотря на то, что всё чаще можно услышать о женщинах, убитых или искалеченных своими мужьями, или детях, подвергшихся насилию со стороны родителей. Правовые нормы, с помощью которых можно воздействовать на домашних тиранов, в законодательстве есть. Другой вопрос, насколько эффективно они реализуются на практике. В 2017 году домашнее насилие «декриминализировали»: если кого-то в семье побили первый раз без более или менее тяжёлых последствий — наказание будет административным. В первом описанном случае мужчина, избивший детей и осуждённый, получается, продолжил жить с детьми. И ситуация повторилась.

О домашнем насилии много говорят после громких случаев. Это, например, дело Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук после разговора о разводе. Или убийство Яны Савчук, которая за час до своей смерти от рук мужчины позвонила в полицию, где ей сказали — будет труп, придём и опишем. Или дело сестёр Хачатурян, которых насиловал и избивал родной отец.

Российское правительство не рассматривает домашнее насилие в качестве «серьёзной проблемы» и считает, что его масштабы в стране «достаточно преувеличены». Такая позиция высказана в официальном ответе Минюста в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), где рассматривались дела четырёх женщин, включая Маргариту Грачёву, которой бывший муж отрубил кисти рук. Более того, российские власти предполагают, что в ситуации домашнего насилия мужчины больше страдают от дискриминации, поскольку в их случае не принято просить о защите от лиц другого пола. Авторы документа делают вывод, что России не нужен отдельный закон о домашнем насилии, а пострадавшие женщины «пытаются подорвать усилия, которые правительство предпринимает для улучшения ситуации». Об этом писал «Коммерсантъ» в 2019 году.

Неожиданные жертвы Принято считать, что жертвы домашнего насилия — женщины и дети. Но и мужчины могут испытать на себе неадекватное поведение партнёрши. В 2018 году в Петербурге открылся кризисный центр для мужчин, пострадавших от насилия. В том числе семейного. Официальной статистики подобных происшествий в нашей стране не ведётся, но в 2016 году в научном журнале «Виктимология» вышла статья «Мужчина — жертва домашнего насилия: актуальность проблемы в России». По данным её авторов, в странах Европы, где соответствующие исследования проводились, мужчины составляют до трети всех жертв семейного насилия. В России, вероятнее всего, эта цифра ниже — около 10–15%, говорится в статье.

Кроме того, авторы, ссылаясь на международную практику, утверждали, что мужчины чаще рассматриваются судебными и правоохранительными органами как «жертвы второго сорта». А сами мужчины избегают обращения в официальные органы, считая это «постыдным» и ориентируясь на установку о том, что свои проблемы мужчина должен решать самостоятельно. С этим согласны и отечественные психологи, опрошенные порталом iz.ru.

Женщин проще представить в роли жертвы, поскольку они физически слабее и по-прежнему нередко финансово зависят от мужчин. В то же время, желая отомстить супругу или партнёру, представительницы слабого пола чаще выбирают момент, когда он не сможет им ответить — например, находится в состоянии алкогольного опьянения или просто спит. По данным авторов упомянутой выше статьи о домашнем насилии, большая часть ситуаций, в которых женщина выступает физическим агрессором, происходят именно на фоне распития алкоголя — чаще всего совместного.

В целом, однако, решать проблемы силой женщинам несвойственно. А вот во всём, что касается эмоциональной сферы, расстановка сил, по мнению врача-психиатра, психотерапевта, кандидата медицинских наук Евгения Фомина, прямо противоположная.

— Лично моё мнение — у нас давно уже матриархат, по крайней мере, в центральной России: почти всегда мальчик растёт под большим влиянием матери, а женщине сложно научить мужчину быть мужчиной. И мальчиков ограничивают в двух вариантах поведения, основных для мужчин: агрессивности и либидо. В результате вырастает мужчина с ограничением, так сказать, «по базовым характеристикам» — неспособный отвечать на агрессию, управлять ею, привыкший отступать, — рассказал врач-психиатр «Известиям».

Откуда это Насилие в семье невозможно без внутреннего, пусть и неосознанного, согласия жертвы, напомнила в разговоре с порталом iz.ru семейный психолог, кандидат медицинских наук Ирина Обухова. Поэтому первый способ защиты — психологический.

— Чтобы над вами произвели насилие, вы должны на это внутренне «подписаться». Есть люди, которые сразу же выставляют границы, и всем понятно, что с ними так себя вести нельзя. А когда человек показывает, что с ним так можно, значит, это привычно для него. Скорее всего, с ним кто-то себя уже так вёл. И вероятнее всего, проблема опять в пресловутом детстве, — отметила эксперт, добавив, что с этим можно и нужно работать.

Для тех, кто бьёт В 2017 году портал miloserdie.ru рассказал о центре психологической помощи мужчинам-агрессорам, авторам бытового насилия, работающем в Санкт-Петербурге. По словам Андрея Исьёмина, психолога-консультанта общественной организации «Мужчины XXI века», чаще всего мужчина не осознаёт ответственности за своё поведение.

— Важный момент — это принятие ответственности. В итоге нашей работы человек осознаёт: он применяет насилие не потому, что так получилось. Не потому, что его довели, а потому, что в нём изначально есть некое внутреннее решение, что такое поведение возможно, в том числе и в семейных, в близких отношениях.

Кудымкар Про психологическую работу с мужчинами-агрессорами в Кудымкаре мы не слышали. И сейчас пока у нас всё ещё выходит так, что 20-летний молодой человек, который в ноябре прошлого года избил детей в Кудымкарском районе, после решения суда вернулся жить с детьми. И избил снова.

В прошлом году Пермский край вошёл в первую пятёрку регионов по числу убитых в результате домашнего насилия женщин. Об этом сообщало издание «ПроПермь».

Как могут наказать

по данным МО МВД России «Кудымкарский»

Ответственность бывает административная и уголовная. Административная наступает за побои со стороны близких людей (супруга, сожителя, родителей), совершённые впервые и без причинения уголовно наказуемого вреда здоровью. Наказания: административный арест на срок от 10 до 15 суток, штраф от 5 до 30 тыс. рублей, обязательные работы в течении 60-120 часов.

Уголовная ответственность наступает тогда, когда близкий человек снова поднимет руку. Наказания: штраф до 40 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период до 3 месяцев, обязательные работы до 240 часов, исправительные работы до 6 месяцев, арест до трёх месяцев.

По уголовным статьям за побои наказывают в зависимости от тяжести вреда здоровью, которая определяется врачами.

Что делать

На территории Пермского края кризисные центры находятся в Перми, Березниках, Чайковском. Всю дополнительную информацию об условиях, расположении центра, свободных местах можно уточнить по единому телефону: 8-919-70-65-110

Кроме того, в Перми действует некоммерческая общественная организация «Территория семьи», которая оказывает психологическую помощь и поддержку, а также размещает нуждающихся женщин в кризисной квартире на территории города. Телефон (342) 202-22-52

Обратиться за помощью можно и в Кочёвский филиал Центра психологической помощи.  Адрес филиала психологической помощи в Кочёво: улица Олега Кошевого, д. 2а, телефон 8 (34293) 9-11-23

Электронная почта: kochevo@cpmpk.ru

Руководитель филиала Цветкова Елена Петровна.

Для экстренной психологической помощи женщины Пермского края, подвергшиеся бытовому насилию, могут обратиться по телефону 8-800-200-89-91, либо по всероссийскому телефону доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье 8-800-700-06-00

Всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

Звонок анонимный, бесплатный

Что доходит до судов

Данные по делам, рассмотренным Судебными участками №1 и №2 (город Кудымкар) Кудымкарского судебного района (мировые судьи)

Побои. Административные дела

Статья 6.1.1 КоАП РФ. Если бьёт близкий человек, впервые, без вреда для здоровья, устанавливаемого врачами (лёгкий, средний, тяжкий):

2018 год – 207 дел, 2019 год – 186 дел, 2020 – 138 дел, 2021 год – 150 дел, 2022 год – 188

Побои, истязание, вред здоровью. Уголовные дела

Статьи 112,115,116,117 УК РФ. Данные включают все дела, не только «домашние»:

2018 год – 63 дел, 2019 год – 47 дел, 2020 год – 23 дел, 2021 год – 37 дел, 2022 год – 32 дел.

Фото: freepik.com