В небольшой юрлинской деревеньке Пож желтогрудые синички клюют семечки с ладошки. У всех: у тех, кто там живёт, и тех, кто туда приехал. Такому доверию людям птичек научила пенсионерка Галина Леханова.

Которую зиму подряд синички смело садятся на ладонь и берут с неё семечки, пожинцы точно не помнят. То ли года три уже, то ли больше. А первая кормилица птичек, в прошлом преподаватель химии и биологии, Галина Леханова почему-то думает, что всё началось пару лет назад. Тогда её подруга из Сивы в ВКонтакте прислала ей открытку, где на ладони человека, нахохлясь, красуется синичка. Галина Михайловна подумала, что это фотография, и что подруге удалось научить птицу есть с руки. Когда выяснилось, что это не фотография, а просто красивая поздравительная открытка, взятая из Интернета, было поздно.

Начало Любовь и дружба женщины и птиц началась несколько десятков лет назад. Заканчивая Педуниверситет, темой дипломной работы Галина Леханова выбрала поведение птиц. Теоретические познания подкрепляла личными наблюдениями. Работая в школе, каждую зиму с детьми развешивала и наполняла кормушки. И сегодня в палисаднике её дома на ветвях висит кормушка для птичек.

— В кормушку я кладу овёс, крупы разные, сало несолёное подвешиваю, — рассказывает любительница пернатых. — Синички привыкли уже к кормушке, а с руки кормим только сырыми семечками подсолнуха.

Как получилось Задумав покормить синичек с руки, Галина Михайловна встала возле дома, вытянула руку с семечками и начала зазывать новых друзей к себе, негромко мурлыча брачную песню синиц: тьюфить-фью-фью-тьюфить… Замерла, прикрыла глаза, спустив шапку чуть не до носа. Простояв минут десять, зашла домой. Спустя несколько часов снова вышла. Встала недалеко от кормушки, напевая и предлагая синичкам еду. Птички сидели неподалёку на дереве, кружили, но на ладонь не садились. Так повторялось несколько раз за день. А ближе к вечеру затея удалась — синичка молниеносно присела на ладонь, схватила клювом семечку и упорхнула!

— Такое чувство по всему телу… — улыбается женщина. — Такая доброта, нежность волной прошла. Такая радость, что эта маленькая птаха доверяет. Это непередаваемо. И ведь она упорхнула и что-то там пропела своим собратьям, передала информацию, и следом одна за другой синички стали подлетать! Сядут, возьмут семечку и летят её лузгать, потом снова подлетают.

Сейчас Сегодня в Пожу — так здесь склоняют название деревни — синичек кормят все: женщины, мужчины, дети. Не боятся и не чураются пернатые и приезжих незнакомых им гостей. Излюбленное место тусовки — это центральный перекрёсток возле магазина, напротив которого стоит дом Галины Лехановой. Выйдет хозяйка с угощением, птички дружно усаживаются на штакетник забора и трапезничают, по очереди хватая семечку с ладошки.

— Их больше пятнадцати, — рассказывает Галина Михайловна. — Рассядутся, весь забор ими пестрит. Главное на землю семечки не кидать, тогда они будут есть с земли, на ладонь не сядут. Когда синички поедят, мы сыплем семечки голубям. Те с земли едят, с кормушек тоже. У нас у каждого во дворе практически кормушка есть.

Кормятся у людей синицы начиная с октября-ноября, с приходом заморозков, и примерно до весны. С наступлением тёплых деньков они брачуются, создают семьи и улетают из деревни.

После первой зимы, когда синицы стали доверять пожинцам, всем было интересно — прилетят ли они снова, будут ли брать семечки с руки? Галина Михайловна вспоминает, как вышла на вторую зиму кормить своих прирученных птиц. Стояла, ждала. Спустя какое-то время подлетела одна из уже знакомых синичек и с ней ещё пять пташек. Пенсионерка решила, что это мама-синица привела своих деток.

Наблюдения Трудно поверить, но Галина Леханова различает синиц. Имён, конечно, им не даёт, но многих узнаёт: одна птица крупнее, другая меньше. Подмечает, у кого какая грудка, «галстук» — чёрная полоска посередине жёлтой грудки. И цвет у полоски разный: у кого ярче, контрастней, с чёткими контурами, у кого более тусклый. Знает и повадки птиц: кто быстро схватит семечку и спешит улететь, кто задержится подольше. Одна птица, сев на ладонь, головой и клювом скидывает семечки на землю, давая возможность поесть другим.

— У них своя иерархия, — делится наблюдениями биолог. — Вижу, одна птичка уже прям к ладошке подлетела, в это время с другой стороны летит птичка покрупнее, и первая отлетает, пропустив сначала вперёд более крупную. Как правило, лидеры и вожаки те, у кого «галстук» на груди больше и отчётливей.

Не такая Есть в стае и изгой — небольшая птица, «без галстука» — он практически не виден, и не в виде чёткой чёрной полоски на груди, а больше похож на рваную рану. Что это — природный дефект или полученная травма — неизвестно. Вот только на ладошку эта птаха никогда не садится, стая её не принимает, держится она всегда поодаль ото всех. И когда летает, и когда сидит на проводах или заборе. Сердобольная пенсионерка кормит её всегда отдельно, после всех, насыпав семечки в кормушку или на землю. И обязательно проследит, чтоб юродивая синичка не осталась голодной.

Текст: Яна Яновская, фото: Константин Седегов