
13 июня в Кудымкаре произошло ДТП с участием Сергея Рачёва, инвалида-колясочника. Никто не пострадал. Но вопросы остались. Почему инвалид продолжает ездить по дорогам и что мешает передвигаться по городу мамочкам с колясками?
46-летний Сергей ехал на своей электроколяске по улице Максима Горького. Возле дома №38 (бывший РМЗ) он решил пересечь улицу. Пешеходного перехода в том месте нет. В это время по дороге ехал Ниссан Альмера. 35-летний водитель легковушки вовремя успел затормозить и лишь задел инвалидную коляску.
Сергей Рачёв инвалид детства. Живёт с диагнозом ДЦП уже 46 лет. Он с трудом разговаривает. Постороннему человеку едва ли можно его понять. Нарушение речи тоже с детства. Нам удалось с ним поговорить с помощью соцработника. Некоторые слова, фразы и предложения Галине Фирсовой пришлось нам пересказывать.
Встречает хозяин дома, сидя на полу. По дому он передвигается только на коленях. Иначе не может.
— Уже не впервые, — медленно, протяжно, растягивая слова, говорит о ДТП Сергей Рачёв. Улыбнувшись, добавляет, чувствует себя нормально. На вопрос, почему ездит именно по дорогам, отвечает:
— А как больше? Больше никак? По тропинкам нельзя ездить. Плохо.

Построил дом. Сергей Рачёв до декабря 2011 года жил в Доме престарелых и инвалидов. Принял решение его покинуть. Взял кредит, нанял работников и построил себе отдельный дом, через дорогу от прежнего мета жительства. И живёт там один вот уже несколько лет. Сергей очень верит в Бога и хотел бы найти себе таких же верующих спутницу жизни и социальную работницу. Зимой, чтобы не скучать, он строгает топорища и разделочные доски. Потом ездит по городу на своей коляске с табличкой об их продаже. В прошлую зиму смог продать 27 топорищ. Раньше продавал по 50 штук. Нынче брали плохо, говорит.
Он каждый день ездит по городу, несмотря на погоду. Потому что ему одному дома очень скучно.
— Не могу дома сидеть, потому и езжу, — протяжно продолжает Сергей.
Среда У Сергея есть пожелание, чтобы в городе была возможность подъезжать к магазинам. Потому что не везде эта возможность есть.
— Возле «Лиона» по 50 лет Октября не могу заехать. С дорожки спуститься не могу, — приводит пример Сергей.
Он приносит некоторые неудобства водителям автомобилей, передвигаясь по городским дорогам.
— Я часто вижу его на дорогах, — рассказывает водитель с 13-летним стажем Денис Мясников. — Я понимаю, он инвалид, и водители просто стараются его объезжать. А что делать? У нас в городе тротуаров нормальных нет, по которым он мог бы ездить по всему городу. Вот и катается.
Перевозчик и водитель автобуса маршрута «Заболотная – Ёгва» Андрей Курелёнок против того, чтобы Сергей ездил по дорогам, но ситуацию понимает:
— Это очень неудобно, — кратко говорит Андрей. — Но понимаю, что таким людям, как он, в принципе и ездить больше негде.
Мамочки Недостаток пандусов и тротуаров беспокоит и женщин с детьми.
— Я живу в Юрино. Часто езжу в центр города с ребёнком на автобусе, — рассказывает молодая мама Светлана Майбурова. Её сыну 1,5 года. — Я часто бываю у своей сестры на «Восточке». Люблю прогуляться от «Пятнашки» пешком до сестры. Тротуары, ведущие на «Восточку», очень узкие. Если встречается такая же мамочка с коляской, нам просто не разъехаться, приходится съезжать с тротуара.
Жительница микрорайона «Восточный» Ольга Климова тоже сетует на узкие тротуары и недоступность их в некоторых местах, с коляской там сложно.
— У нас по улице Конституции вы видели тротуары? Конечно, это асфальтовая дорожка. Вроде всё хорошо. Но она действительно узкая. Она сейчас настолько заросла травой, что там вообще пройти нельзя. Особенно после дождя. Это пока пройдёшь улицу — будешь мокрая насквозь. А ещё там часто постояльцы ездят из Дома престарелых. Многие сами на колясках. И как вот им передвигаться по тротуарам? Если ещё на тротуаре встретишься. Я с коляской и он. Хоть как разъезжайся. Поэтому они часто по дорогам к магазину ездят. А видели ли вы сейчас улицу Строителей? Там, где стройка идёт? Там положили деревянные тротуары, но проехать на них тоже можно не везде.
Депутат Павел Баяндин, депутат Гордумы, уже не первый год пытается помочь горожанам в этом вопросе.
— Да, у нас пандусов нет почти нигде! У нас от администрации чтобы с коляской попасть к стоматологии, надо что сделать? Обойти! У нас там лесенка. А пандуса нет, — объясняет ситуацию Павел Баяндин. — В администрации говорят, что должны быть винтовые пандусы, а чтобы этот винтовой построить, нужно, во-первых, расстояние очень большое и миллионы денег. В Перми, к примеру, новая набережная. Там обычные швеллеры.
Павел Баяндин считает, что абсолютно все пешеходные зоны должны быть обустроены так, чтобы и люди на инвалидных колясках, и родители с детьми, и пожилые люди не задумывались о том, как им заранее обойти проблемный участок, где им съехать с бордюра или, наоборот, забраться на него.
— Везде должны быть обустроены безопасные пандусы для плавного подъёма и спуска, город должен стать более приветливым для своих жителей.
ГИБДД Полицейские сообщают, что в этом году с участием инвалида-колясочника было одно ДТП, 13 июня. Штрафов инвалиду не назначено. Жалоб со стороны водителей на «помехи» на дороге не поступало.
В ведомстве поясняют, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создаёт помехи для других пешеходов. При движении по краю проезжей части инвалиды-колясочники должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Власти На наш запрос о том, как работает в Кудымкаре программа «Доступная среда», администрация города пока не ответила. Продолжение статьи читайте в ближайших номерах «ПН».
Текст и фото: Анна Яркова