7 июня этого года Анне Васильевне Кашиной исполнилось 100 лет. 48 из них она отдала детям — работала учительницей начальной школы. В годы войны — не только в школе, но и на заготовке дров, и в полях.

Встречает Анна Васильевна у порога немного застенчиво, смущается от того, что слышит уже очень плохо. Но по дому передвигается сама, без чьей-либо помощи. Ещё в прошлом году она гуляла по улицам города, а в этом году из дома уже не выходит, потому что тяжело и болят ноги.

Худощавая седовласая пожилая женщина тихонечко садится на стул и смеётся в ответ на комплимент о том, что для своего возраста она очень хорошо выглядит.

— Да где уж… Мне ведь уже сто лет будет, — улыбается Анна Васильевна, и с грустью в голосе добавляет:

— Я ведь даже мужа и сына пережила. Их нет, а я вот живу. Что ведь я только не пережила.

Анна Кашина родилась 7 июня 1922 года в деревне Лонинская Юрлинского района. Раньше было в этой деревне сто дворов, а сейчас её уже нет. С мамой она прожила всего два года, потом её забрала старшая сестра в деревню Пож. Оттуда она пошла учиться в Усть-Зулинскую школу. Уходила на неделю и жила во время учёбы у тёти. После школы поступила в педучилище, а в 1939 году её уже направили на работу в Елогу, учителем начальных классов.

— Проработала я там всего один год, — вспоминает Анна Васильевна. — Ко мне приехал мой будущий муж и забрал меня в Гайны. Он тоже учился в педучилище, его только тогда в Гайны направили. Переехали мы в Гайны. Там у нас родилась дочь Валя, — Анна Васильевна делает паузу и вздыхая, продолжает:

— Война началась… Ох и тяжко было. Мы все, учителя, сдавали по 25 рублей с зарплаты на фронт.

Анна Васильевна вспоминает, как во время перемены между уроками они все слушали радио, которое громко оповещало о том, что происходит на фронте.

— Все так плакали, так плакали, — дрожащим голосом рассказывает Анна Васильевна. — Поэтому мы и сдавали деньги на фронт, безоговорочно. Тяжело было. Сплав шёл по Каме. Мы эти топляки вытаскивали, сушили, пилили и кололи для школы, для садика. Зимы же холодные были очень. А летом отпусков у нас не было. Мы работали в поле. Косили, гребли, жали.

Мужа Анны Владимира на войну не взяли, у него были проблемы со зрением, но взяли в трудовую армию. По воспоминаниям Анны Васильевны, работал он там около года. Вернулся весь в ободранной одежде и очень худой. Но с подарком. Привёз он с собой мешочек соли, а она тогда была на вес золота, ею за любую работу расплачивались.

После войны, в 1945 году, семья Кашиных решила уехать из Гайн.

— Решили переехать в Кудымкар, потому что в Гайнах жить было очень тяжело. Работу я нашла быстро. И мне работу дали в школе №4. Её ещё называли «синяя школа». Параллельно мне предложили взять первый класс во второй школе. Я не отказалась. Позже вообще перешла во вторую. Учеников тогда в классах помногу было. По сорок человек в первых классах. А Владимир у меня устроился в Пищекомбинат завпроизводством. Не нашлось ему работы учителем.

Учительский стаж Анны Васильевны — 48 лет. Последние 15 лет перед пенсией она проработала во второй школе завучем, не переставая учить начальные классы.

— Работала я, конечно, в тяжёлое время, — выдыхает Анна Васильевна. — Но хорошее ведь тоже было. Я даже в Гудауту (курортный город в Абхазии – прим. ред.) ездила на чёрное море с детьми.

Фото: Анна Яркова

Анна Васильевна выносит из другой комнаты шкатулку с медалями и молча раскладывает их на столе. Наград больше десяти. Самая дорогая для неё — значок «Отличник народного просвещения», его она получила в 1964 году. Есть и медаль «За многолетний добросовестный труд».

— Жаль, что Володя у меня не дожил. Умер он в 1973 году.

Текст и фото: Анна Яркова