Фото: Михаил Вотинов

С начала этого года в Коми-Пермяцкий округ приехали работать новые перевозчики с новыми автобусами, которые соответствуют требованиям для пассажироперевозок. Но люди жалуются на плохие условия в этих автобусах, на расписание и правила перевозок.

О новой транспортной модели стало известно весной прошлого года, а уже осенью были разыграны контракты среди желающих перевозчиков. Перед реформой экс-замминистра транспорта Пермского края Александр Клебанов, чьи данные теперь отсутствуют в структуре ведомства на официальном сайте, презентуя депутатам Заксобрания планы, привёл основные минусы в ситуации на рынке пассажирских перевозок: старые автобусы, дублирование маршрутов и разная стоимость билетов при обслуживании одного маршрута несколькими перевозчиками.

После изменений маршруты должны были стать регулируемыми, тарифы не меняться, а в конкурсах должны победить те перевозчики, которые кардинально обновили технику. В итоге контракты разыграны, скорректировано расписание, дублирующие маршруты убраны и даже добавились новые, автобусы обновлены. Но люди недовольны. А господин Клебанов перебрался в Башкирию, на ту же должность. Журналисты портала ufa1.ru представляют его как человека, который управлял службой такси в Москве, владел разным бизнесом (среди дел, не связанных с перевозками пассажиров, — азартные игры, оптовая торговля пивом, нефть, рестораны) и привёл московских перевозчиков в регионы, а из Прикамья ушёл после скандала с частными перевозчиками.

Жалобы Первыми, кто попал под раздражение пассажиров, стали водители и кассиры. Особенно высказывают недовольство жители отдалённых селений Коми-Пермяцкого округа, которым приходится добираться только до Кудымкара 150-270 км, а до краевой столицы — более 350 км.

— Никакого удобства не стало, — сетует женщина лет 60 из Косинского округа. — Раньше жаловались на большие автобусы, что старые, а теперь, хоть и новые, а лучше не стали. Только хуже.

— Не автобус, а ведро с болтами, — говорит молодой человек, ездящий на работу из северных районов округа.

Фото: Константин Седегов, ПН

Новая техника, которой нет ещё и года, оказалась, по словам водителей, не на высоте. Уже известно о нескольких случаях поломок после первых же рейсов. Повезло, что такие ситуации происходили в черте населённых пунктов, а не в лесном массиве. Водители говорят, что сбои системы управления транспортом — это самая малая неисправность, которая может случиться на дороге. В этом случае для продолжения движения просто глушат двигатель и, выждав пару минут, запускают снова.

Но если случается более серьёзная техническая неисправность, например, рассыпался подшипник или лопнул масляный фильтр, то автобус может встать на пару часов или даже суток. В этом случае перевозчик будет оштрафован за срыв рейса и не получит за него дотацию, это прописано в контракте.

Расписание Люди жалуются на новое расписание. Например, маршрут «Пермь-Гайны». Складывается впечатление, что составлял его человек, который совсем не учёл расположение населённых пунктов на транзитных маршрутах. Некоторые рейсы убрали, а другие поставили так, что пассажиры не успевают пересесть в следующий автобус.

Автобус Усть-Чёрная-Пермь. Фото: Константин Седегов, “ПН”

С 1 марта самый востребованный рейс «Пермь-Усть-Чёрная» заменён на «Кудымкар-Усть-Чёрная». При этом время отправления из Кудымкара раньше на 30 минут, чем приходит гайнский автобус из Перми. Пассажиры, следующие до конечного пункта, просто не успевают сделать пересадку и остаются в Кудымкаре или в Гайнах. А посёлок Усть-Чёрная находится на расстоянии около 120 км от Гайн.

Убрали и ночной рейс «Гайны-Пермь», но из-за массового недовольства людей обещают вернуть. В Гайнском округе до нововведений курсировало четыре рейса по маршруту «Гайны-Пермь». После аукциона, согласно контракту, из четырёх рейсов должны были остаться только три, и самый поздний хотели убрать.

— На официальной страничке  в ВКонтакте администрации Гайнского муниципального округа мы запустили голосование, чтобы жители сами решили, какой рейс оставить. Большинству жителей Гайн и района удобней ездить на 10:50, поэтому, думаю, останется это время, а самое раннее отменим, — говорит глава Гайнского округа Елизавета Шалгинских.

Решение Минтранса убрать ночной рейс «Гайны-Пермь», возможно, связано с тем, что есть автобус «Пермь-Коса», который выезжает из конечного пункта в 0:00, затем выезжает в Юксеево и далее следует часть пути по тому же маршруту. Но в этом случае территория Гайнского округа остаётся в стороне.

Стоимость билетов Цена автобусного билета на рейсах увеличилась вопреки обещаниям «не поднимать». Цены поднялись по-разному: от 20 до 70 рублей. Но проездные стали чаще возвращать. По словам кассиров и водителей, уже на посадке люди отказываются от поездки, отдавая предпочтения таксистам-нелегалам. Ещё один вопрос взволновал родителей: почему нужно покупать билет ребёнку с рождения, если он не занимает отдельного места?

Комфортность автобусов Сейчас вместо больших мягких автобусов на междугородних маршрутах «Пермь-Гайны» и «Пермь-Коса» начали ходить новые ПАЗики. Они приехали сюда только «с конвейера», оснащённые мягкими креслами с регулирующимися спинками и кондиционером. Есть и тревожная кнопка для чрезвычайных ситуаций.

Но людям не нравится: «в салоне холодно», «шумно, аж голова начинает болеть», «трясёт, как в телеге», «сидения неудобные, спинку не опустить». С новыми автобусами ухудшились и условия труда водителей. Мужчины с большим водительским стажем именно в пассажирских перевозках отмечают ухудшение общего самочувствия: боли в пояснице и шее, затекание рук при постоянном неудобном положении на руле, так как он небольшого диаметра, тяжесть в голове от постоянного шума двигателя и вибрации автобуса.

Стоять нельзя Тридцатиместный автобус может быть заполнен уже на городском вокзале, либо после трёх больших населённых пунктов по пути. Поэтому желающие уехать из последующих селений просто не смогут этого сделать. Не помогают даже слёзные мольбы — водители не берут на себя ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров и дорожного движения.

В министерстве транспорта Пермского края пояснили, что «в соответствии с действующим законодательством перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров и багажа с соблюдением схемы маршрута регулярных перевозок и согласно графику движения по маршруту». В случае нарушения перевозчик привлекается к административной ответственности. Билеты продают только на места для сидения.

Фото: Анна Яркова, ПН

Редакция «ПН» направила запрос в краевой Минтранс. По состоянию на 15 апреля ответ не предоставлен. Мы будем следить за ситуацией.

Текст: Елена Останина, Михаил Вотинов. Фото: Михаил Вотинов, Константин Седегов, Анна Яркова