Автоэкстремалов из Кудымкара привлекает бездорожье с глубокими колеями, огромными булыжниками и крутыми подъёмами. Не останавливают их ни грязь, ни ухабы, ни поломка авто, ни даже угроза жизни. Свои истории и впечатления Михаилу Вотинову передали Александр Мехоношин и Станислав Кривощёков.

Александру Мехоношину 32 года. В первый раз с командой он поехал весной 2020 года на своей «ласточке».

— Для меня это хобби. Шёл к нему давно, с момента покупки отцовской Нивы десять лет назад. Движение Кудымкарских джиперов основано задолго до моего прихода, и я всё это время знал о том, что они ездят по лесам и болотам на серьёзно подготовленных машинах. Это знакомые мне люди из старой школы: Владимир Ярков, Григорий Мехоношин, Евгений Канин, братья Саша и Вася Чугаевы, Александр Кузякин, Никита Мальцев, Станислав Ильин, Алексей Власов и другие ребята. Со всеми не знаком. Некоторые из них уже давно не ездят. Вот они когда-то и заварили эту кашу! От себя лично и от всех молодых водителей выражаю благодарность и говорю огромное спасибо всем опытным участникам из старой школы, которые нас наставляют, учат уму разуму, дают дельные советы и делятся запчастями! — говорит Александр.

Сегодня у водителя две машины: по городу он ездит на «Митсубиши Лансер», а для выездов в леса и болота есть полностью боеспособный подготовленный УАЗик. Выменял его на свою Ниву, так как она для таких целей была слабовата.

— На этом УАЗике проездил свой первый сезон. Обошлось без значительных поломок. Застреваем не часто, но бывает. А вообще для этого и едем, чтоб застрять и побуксовать. Вообще катаемся мы дружным коллективом, помогаем друг другу при поломках и когда застрянем. Поэтому вместе ничего не страшно. До дому всегда все добираемся при любом раскладе, — рассказывает водитель.

Где и как Александр побывал в разных местах Прикамья: на месте приземления космонавтов экипажа «Восход-2», на озёрах Нахты и Адово, ездили прямиком с Эрны на Пожву, катались старыми Усольскими дорогами по церквям, бывали на Тамане. По Кудымкару ребята тоже устраивали автопробеги и в прошлом году собрали рекордное количество участников: 8 мая на автопробег по городу ко Дню победы было 30 машин.

— Также я вместе с Григорием Мехоношиным и Ириной Ярковой организовывали соревнования по GPS-ориентированию, — рассказывает Александр. — Недавно были на истоке Иньвы. Да и просто побуксовать выезжали вокруг да около. Всего не упомнить. И каждое путешествие по-своему интересное. Вот история из поездки на Таман. Переезжали маленькую речку по четырём бревнышкам, было довольно страшно. Андрей Нешатаев благополучно проехал реку, мы все за него порадовались и отвели внимание на следующий проезжающий через реку автомобиль. Тем временем за нашими спинами Андрей в высокой траве не заметил яму и передом провалился в неё! Заднее левое колесо оторвалось от земли на метр, не меньше. В итоге мы посмеялись и вытащили машину лебёдками, — вспоминает Александр.

В поездке на Адово озеро у Александра спустило полностью заднее колесо. В итоге решили заменить камеру прямо в лесу. А это не очень легко на здоровенном колесе.

— Была запасная камера. Кто-то из ребят спросил: «Точно не дырявая»? Я в шутку сказал: «Сейчас поставим и проверим»! А она оказалась дырявей той, что стояла до этого. Спускать колесо стало ещё сильнее и пришлось ставить маленькое запасное. Так и ехал домой больше 200 км на трёх больших и одном маленьком колесе, — со смехом вспоминает мужчина.
Самой опасной для себя Александр называет поездку на Таман.

— При штурме крутого подъёма в гору с боковым уклоном у меня выбило пониженную передачу, и машина покатилась назад. Я обеими ногами нажал на педаль тормоза. Спасло то, что у меня есть лебёдка. Лёха Бразгин из моего экипажа быстро сообразил, что к чему, и пулей вылетел с салона, схватил трос лебёдки и зацепил его за дерево на горе. Не будь у меня лебёдки — перевернули бы машину.

С иномаркой сложнее Горожанину Станиславу Кривощекову 33 года, он отвечает за пожарную безопасность городской больницы. К экстремальному вождению пришёл, как появилась первая машина. Начались путешествия. И как только легкодоступные места закончились, водитель задумался о приобретении внедорожника.

— Первый раз в труднодоступное место я поехал 7 сентября 2019 года на озеро Адово. И именно эта дата и поездка мне запомнится навсегда! Решился на это на своём стареньком «Митсубиши Паджеро Спорт». Тогда, как оказалось, я ещё не был подготовленным для серьёзного бездорожья, поэтому застревал в канавах я частенько.

Сегодня у Станислава тот же транспорт, что и три года назад, только уже подготовленный для серьёзного бездорожья.

— Машина, как и девушка, требует к себе внимания. Чем больше ты ей уделяешь внимания, тем больше она тебя любит и не подведёт! Поэтому на машину тратится много времени, бывает, что и до полуночи под ней лежишь, что бы на следующий день куда-то выехать! После каждой поездки снова приходится залезать под машину, менять все расходники и сопутствующие запчасти. Сколько уходит на это денег? Не считал, но удовольствие не из дешёвых, это точно. Поэтому все ремонты с машиной провожу я сам. Да и во время возни с техникой ты её больше узнаешь, её устройство, что, как и куда подсоединяется. Машина у меня не как у всех, в основном люди ездят на УАЗах и Нивах, а они уже знают устройство машины вплоть до последнего винтика, а вот с иномаркой сложнее, — говорит Станислав.

Машины к выездам готовят основательно, поэтому ломаются они редко, объясняет Станислав.

— Даже если машины и ломаются, то стараемся отремонтировать любыми подручными средствами, даже обычным куском деревяшки или проволоки! — говорит Станислав. — Пример из моих случаев: оторвало тормозную трубку, тормоза пропали, а без них опасно. Опытные коллеги посоветовали отремонтировать при помощи гвоздя. Нашёл развалившийся забор, вытащил гвоздь и забил его в трубку. Так съездил до Адова озера и обратно. Это как раз первая поездка была.

Есть контакт Единомышленников автоэкстремалы находят в своей группе в ВКонтакте «Кудымкар Off-Road». Ездят по местному бездорожью, а раз или два в месяц выезжают в многодневные экспедиции по Пермскому краю. Поддерживают связи с коллегами из Чайковского, Березников и Удмуртии.

— Самая интересная поездка была в том году в июне, когда решили проехать по дорогам, точнее уже по направлениям, которые были обозначены на карте Соликамского уезда Пермской Губернии, составленной в 1895 году. По дороге посетили старинные церкви и храмы, проехали через заброшенные деревни, познакомились с жителями глухих деревень Прикамья, — увлечённо рассказывает Станислав.

Самая дальняя и самая опасная его поездка по краю была на плато Кваркуш к скалам «Три брата». По протяжённости в одну сторону она составляла порядка 400 км, где 300 км это асфальт, 50 км гравийная дорога, 20 км лесовозной дороги и 30 км бездорожья с глубокими колеями, огромными булыжниками на дороге и крутыми подъёмами. Было необходимо ехать медленно и аккуратно, чтобы не порвать колеса об острые, как бритва, камни и не повредить автомобиль. Бывали и моменты, когда машина шла на грани переворота на бок. Здесь от одного неправильного движения можно было «кувыркаться» вниз по склону, где можно получить травмы или даже попрощаться с жизнью.

— И нас такие условия поездки не останавливают! — заявляет Станислав.
Благодаря такому виду отдыха автолюбители уезжают подальше от цивилизации, где нет связи, а люди остаются наедине с матушкой-природой в новых интересных местах и экстремальных условиях.

— Но в первую очередь, наши собрания — это общение с единомышленниками, обмен опытом, — говорит Александр Мехоношин.

Текст: Михаил Вотинов, фото предоставлены героями публикации