В агротехникуме есть группы для инвалидов и учеников с ограниченными возможностями здоровья. За особый подход такие дети особо благодарны – прилежны, трудолюбивы, готовы экспериментировать. Студенты рассказали о том, как с ними работают преподаватели, какие профессии они получают и куда идут работать.

Андрею Весонину 28 лет, он живёт в Перми и уже пять лет работает блинопёком и работником зала в пермской блиннице «Сковородка». Андрея грудным младенцем нашли в поезде на железнодорожной станции в Перми. Настоящих родителей так и не отыскали, мальчика отправили сначала в детский дом, потом — в приёмную семью в Карагай. У Андрея были отклонения в интеллектуальном развитии, поэтому он учился в коррекционной школе восьмого вида. А после решил поступить в Юсьвинский филиал Коми-Пермяцкого агротехникума, выучиться на повара.

— Вспоминаю время учёбы только с теплом, частенько приезжаю в гости к преподавателям. Именно они привили мне девиз по жизни — стремление к чему-то новому и неизвестному, к труду и к учёбе, и что нужно относиться к этому с умом и пониманием. Мои планы на будущее, прежде всего, развиваться самому, учиться новому в жизни, жениться на любимой девушке и купить квартиру, — делится планами Андрей.

Бояться не стоит После коррекционной школы сюда пришла и Виктория Ведерникова из деревни Чёрная Юрлинского района, выучилась на повара. Сейчас ей 20 лет, и больше всего Виктория любит готовить и самостоятельно печь хлеб. Ещё девушка занимается лёгкой атлетикой и лыжными гонками, и за два года учёбы не раз выступала на городских и краевых соревнованиях. Также Вика участвовала в национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс», где заняла четвёртое место среди будущих поваров Пермского края.

— Такие конкурсы, где на тебя смотрят члены жюри и другие участники — очень волнительны, — делится впечатлениями девушка. — Справиться с волнением и сделать всё как нужно — очень тяжело. Хоть я и стала четвёртой из пятнадцати участниц, тем не менее, я тогда поняла, что в этой жизни не стоит чего-либо бояться. Надо действовать, творить и экспериментировать! Я очень люблю трудиться, независимо от того, какой сложности работа. В своей жизни я хочу быть полезной обществу. Именно к этому я и стремлюсь.

Чему учат Коми-Пермяцкий агротехнический техникум — единственное профессиональное учреждение в Коми-Пермяцком округе, которое обучает группы детей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В юсьвинском филиале техникума ребята получают профессии слесарь по ремонту автомобилей, каменщик, печник, пекарь, повар, штукатур, маляр, пчеловод и столяр. В Кудымкаре ученики с ОВЗ и инвалидностью учатся по программе профессиональной подготовки «Садовник».

— Здесь ребята обучаются не только профессиональным навыкам, но даже простым вещам, — говорит классный руководитель группы будущих садовников Надежда Барсукова. — Если для здоровых людей многие вещи кажутся простыми, то для некоторых детей в нашей группе некоторые моменты в жизни начинаются с нуля. Это то же общение со сверстниками и взрослыми, поддержание опрятного чистого вида, бытовые навыки и так далее. А если говорить о профессиональных качествах, то здесь мы изучаем не только теорию, но и приобретаем практические навыки будущей работы. Дети учатся ухаживать, сажать и собирать овощи, фрукты и цветы. Благо, для этого у нас есть учебные теплицы и земельные участки, на которых ребята круглый год учатся с нуля и оттачивают свои будущие профессиональные навыки.

Преподаватель отмечает дисциплинированность ребят: занятия пропускают лишь по уважительной причине. Практику они проходят не только на базе техникума, но и на площадках предприятий Пермского края. И добиваются успехов в конкурсах профмастерства, показывают хорошие результаты в национальном движении WorldSkills Russia по компетенциям столярное дело, каменная кладка и поварское дело.

Идея и реализация Несколько лет назад, защитив в крае проект «Доступная среда» для детей с инвалидностью и ОВЗ, директор агротехникума Надежда Филиппова решила, что такая группа должна быть и в Кудымкаре.

— Я пришла сюда на работу в 2014 году, и тогда этой группы в Кудымкаре не было, — вспоминает директор. — В 2015 году я решила открыть группу для детей с ОВЗ в городе. На это повлияло сразу несколько причин. Первое, это просьбы родителей таких детей. Да, у нас есть дети с ОВЗ в Юсьве, но некоторым из них добираться из Кудымкара в Юсьву проблематично. К тому же некоторые из детей живут с родителями в городе, в общежитии в Юсьвинском филиале они не нуждаются. Но учиться надо. Поэтому такая группа в Кудымкаре сразу стала востребованной.

Директор особо отмечает работу преподавателей: именно благодаря их отношению, воспитанию, практике и индивидуальному подходу удаётся добиться хороших результатов.

Цифры Сюда едут учиться дети со всего Пермского края. На сегодня 107 студентов имеют ограничения по состоянию здоровья или инвалидность, а это около 25% от всех учеников техникума. Здесь для них организовано общежитие, бесплатное питание, секционные занятия и кружки. Но получить образование — это полдела. Главное — устроиться на работу. И в последние годы трудоустройство таких выпускников растёт. В 2021 году вместе с юсьвинским филиалом учёбу в агротехникуме окончили 65 человек из групп инклюзии. 46 из них трудоустроены по всему Пермскому краю. А по данным за последние четыре года из 306 выпускников трудоустроены 268.

— Таким детям не нужно бояться получить образование, а работодателям не стоит бояться их брать на работу, — говорит Надежда Филиппова. — Люди должны понять, что дети с инвалидностью и ОВЗ — это часть нашего общества. И они могут быть и будут полезны любой организации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 15% всех жителей планеты (более 1 млрд человек) имеют какую-либо форму инвалидности. В России, по данным Минтруда, около 12 млн инвалидов. А взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья ещё больше. По данным Минздрава, за последние несколько лет таких детей стало больше почти на 10%.

Текст и фото: Михаил Вотинов