Фото очевидца

Завершился суд по делу о пожаре в ночь на 1 мая. Во вторник, 9 ноября, Кудымкарский городской суд вынес приговор горожанину Дмитрию Караваеву. Его признали виновным, но в тюрьму мужчина не отправится.

Обвинение По версии следствия, именно Дмитрий Караваев виновен в смерти восьми человек, которые погибли в страшном пожаре в Кудымкаре в ночь на 1 мая этого года. Тогда в огне погибла целая семья: 66-летняя бабушка, 39-летняя Галина Вавилина и её дети — 10-летняя дочь, 4-летний сын, старший 20-летний сын Эдуард и его 19-летняя подруга Екатерина Яркова. Также на пожаре были обнаружены тела 30-летнего брата Галины и 39-летнего гостя из Екатеринбурга. Всех людей нашли мёртвыми в разных местах внутри дома. Таким образом, у обвиняемого Дмитрия Караваева в пожаре погибли мать, сестра, брат и три племянника.

Для выяснения причин и обстоятельств пожара были привлечены следователи из Москвы, которые сделали заключение: причиной пожара стал неправильно установленный два года назад отопительный котёл. Из-за длительной эксплуатации и сильного перегрева дымоходной трубы, стены у трубы чрезмерно прогрелись и произошло возгорание. Рассматривалась и версия поджога, но следствие её не подтвердило. По версии следствия Дмитрий Караваев вместе с двумя погибшими по их просьбе два года назад установили новый отопительный котёл, хотя никто из них не имел должного образования в этой сфере.

Судебный процесс Уголовное дело поступило в суд 8 сентября, передано судье Марине Зубовой. Первое слушание состоялось 27 сентября. В ходе предварительного слушания адвокат Дмитрия Александр Попов из Перми заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Все родственники погибших написали заявления об отсутствии претензий к Дмитрию и попросили о прекращении уголовного дела.

Стороной обвинения выступила старший прокурор отдела гособвинений прокуратуры Пермского края Наталья Аверьянова. В этот день она с примирением сторон была не согласна, так как в зале суда отсутствовала мать погибшего Евгения, который приехал в гости в Кудымкар из Екатеринбурга.

Поэтому с тех пор суд выдвинул меру пресечения Дмитрию Караваеву в виде подписки о невыезде. Позднее на одном из следующих заседаний мама Евгения Тамара Юркина вышла на видеосвязь.

— Я не верю, что Дмитрий виноват в этой трагедии. Следователи просто нашли козла отпущения! Меня приглашали поехать на суд, но я уже в возрасте, ехать не могу. Поэтому на меня суд вышел через видеосвязь. Там я заявила, что не имею ничего против Дмитрия, и попросила снять с него обвинения, — сказала Тамара Юркина.

— Никто из родственников и близких не обвиняет Диму в пожаре, и в суде все это подтвердили, — говорит дочка погибшей Галины Кристина Кудымова.

— Никто из присутствующих не обвиняет Диму в том, что произошло, — говорит мама погибшей в пожаре Екатерины Ярковой Ольга Голева. — Да, Дима установил печь два года назад. Но ведь он её не топил. Его вины в случившемся нет.

В ходе ещё нескольких заседаний адвокат просил назначить дополнительную судебную пожарно-техническую экспертизу, но суд ходатайство не принял, опираясь на результаты первой экспертизы. Следствие установило, что причиной возгорания является тепловое самовозгорание восточной стороны деревянного дома, где проходила дымовая труба.

В последнем слове Дмитрий Караваев признал свою вину: в 2019 году он помогал выбирать и купить отопительный котёл, делал монтаж отопления и помог его установить. Но он не выпиливал отверстие под дымоходную трубу, никогда в этом доме не жил и не топил эту печь. Дмитрий говорил погибшей в пожаре сестре Галине Вавилиной, что дымоход нужно переделать и сделать отверстие больше по размерам. Но ему ответили, что сделают это уже сами, без его помощи.

— С потерпевшими я примирился, они приняли мои извинения и помощь. Я оказал им моральную и материальную поддержку. Прошу, не оставляйте мою жену и двоих детей без отца, так как дальнейшая судьба моих детей решается прямо сейчас. В семье я работаю один, поэтому финансовое положение у нас не очень хорошее. К тому же младшему ребёнку, который родился в октябре, скоро нужно будет делать операцию. Нам нужно их вырастить, дать им соответствующее образование. Я прошу суд о снисхождении, — с трудом и болью сказал Дмитрий Караваев в своём последнем слове 8 ноября в городском суде.

Приговор 9 ноября суд вынес приговор. Судья зачитывала его в течение двух часов. Учитывая косвенную причастность к случившемуся, ходатайства пострадавших родственников погибших о прекращении уголовного дела, положительные характеристики участкового и военкомата, финансовую и моральную помощь пострадавшим со стороны обвиняемого, а также семейные обстоятельства Дмитрия, суд признал его виновным по статье 109 части 3 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам) и приговорил его к полутора годам ограничения свободы по месту жительства. Теперь с 23:00 и до 6:00 Дмитрий должен находиться только дома, не имеет права менять место жительства без согласования с контролирующими органами и не имеет права покидать Кудымкар. Раз в месяц Дмитрий также будет должен отмечаться в специализированных органах. Решение суда можно обжаловать в течение десяти дней, но Дмитрий этого делать не станет.

— Главное, что я остался дома, с семьёй, — кратко прокомментировал итоги суда Дмитрий Караваев.

Родственники и близкие погибших также довольны итогами суда, ведь всё могло закончиться гораздо хуже. По их словам, суд отнёсся к Дмитрию по-человечески, о чём они просили с самого начала судебного процесса.

Михаил Вотинов