Фото предоставлено семьёй Денисовых

Семья Денисовых выехала из дома в Косинском округе по программе переселения. Квартиру в городе купили весной. Выселиться должны были летом. Повременить с переездом, чтобы снять урожай и продать скотину, власти им не давали — подали иск в суд. Семье пришлось оставаться в доме до переезда незаконно.

Марина Денисова всю свою жизнь, с самого рождения жила в Лямпино Косинского района. Это в 50 километрах от Косы. Дальше этой деревни населённых пунктов в эту сторону нет. В этой же деревне Марина вышла замуж и родила троих сыновей, двое из которых уже студенты и учатся в Кудымкаре. Младшему сыну 11 лет. Тут семейство Денисовых обосновалось, завело хозяйство, как обычно это водится в деревне — корову, телёнка, кур и прочую живность. В хозяйстве было также два огорода, семья выращивала овощи на зиму.

Марина говорит, что в деревне осталось уже не так много людей. Люди живут только в пяти домах, всего 16 человек. Устойчивой мобильной связи здесь нет, дороги оставляют желать лучшего, не говоря уже о зимних периодах, когда люди сами очищали лопатами себе путь, потому что зимой снегоуборочная техника к ним заезжала редко. Кроме этого, бывали такие периоды, когда во всей деревне отсутствовало электричество по несколько дней.

Подготовка к переезду Семья Денисовых пять лет стояла в очереди на жильё по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Чтобы встать на очередь, по словам Марины, надо было собрать кучу документов.

— На сбор документов вместе с дорогой до Косы у нас ушло около 70 тысяч рублей, — вздыхает хрупкая на вид женщина. У Марины с мужем своя машина, потому что из деревни иначе просто не выбраться. — Это сколько раз нам надо было только к нотариусу съездить. Квартира, в которой мы проживали, была на родителях у мужа, они умерли, а он в долю не вступил. Потому и так запутано всё и долго оформляли.

И вот, в Перми, в марте этого года, семье выдали сертификат и дали срок на поиск жилья — до начала ноября. Сначала хотели взять дом с участком, но подходящий найти не смогли. Переключились на квартиры. Нашли. Смогли купить в мае трёхкомнатную квартиру. Каждая поездка в поисках подходящего жилья обходилась семье в три тысячи рублей. Приезжали в Кудымкар раз восемь.

— В тот день, когда мы всё же нашли подходящий для нас вариант, занялись оформлением покупки. Домой мы вернулись только к полуночи, — вспоминает Марина. — Так вы представляете, мой младший сын сам управился со всей скотиной в хозяйстве и, бедный, уснул от усталости прямо в верхней одежде, в зале на диване.

Семья Денисовых была предупреждена, что с момента перечисления денег продавцу, квартиру которого семья приобретает, даётся два месяца на переезд. На пороге май. Переехать надо было до конца июля.

— А как? У меня же хозяйство. Скотина, огород, — покачивает головой женщина. — Сами понимаете, что урожай только в сентябре собирать. Я пошла в администрацию.

Марина надеялась, что чисто по-человечески сотрудники администрации её поймут и дадут небольшую отсрочку для того, чтобы освободить старенькую квартиру. Но специалист в администрации, заместитель главы администрации Косинского округа по экономике и инфраструктуре Светлана Пахтусова категорично ответила: «Нет!»

— Я поняла, что она против и навстречу она нам не пойдёт. Как оказалось, обозлилась она на меня ещё тогда, когда я работала в библиотеке и мне приходилось самой мыть полы, — оживилась Марина, рассказывая свою историю. — Я тогда в прокуратуру обратилась, почему я, работник библиотеки, должна мыть полы сама и уборщицы у меня нет.

Светлану Пахтусову Марина знает давно. Им приходилось работать вместе в сфере культуры. Сейчас Светлана Пахтусова занимает должность заместителя главы и, как считает Марина, ведёт себя высокомерно.

— Я просто просила у неё ещё немного пожить в нашей квартире, пока мы всё не уберём из огорода и не продадим скотину, — повторяет Марина. — И всего-то. Но нам отказали.

5 августа специалисты администрации приехали, чтобы выселить семью из дома. Они были категоричны: семья Денисовых должна немедленно выехать из занимаемого жилого помещения. В тот день это у них не получилось. Позже администрация Косы подала иск в суд с требованием о выселении Денисовых. Первое заседание было в конце сентября. На него семья не явилась. Тогда Марина заболела, а мужа дома не было. Второе заседание состоялось 8 октября. На него семья тоже не явилась. К тому времени они уже переехали в свою квартиру. Урожай Денисовы всё-таки сняли, скотину продали.

Закон против человечности. Светлана Пахтусова объясняет ситуацию законом:

— Марина Ивановна Денисова выехала по программе из районов Крайнего Севера. По сути дела — это уже не гражданин Косинского округа. А на сегодня она является уже жителем города Кудымкара, как выехавший из районов, приравненных к Крайнему Северу. В рамках этой программы предусматривается выселение в течение шести месяцев. По мере освоения полученного сертификата, в течение двух месяцев, получатель обязан сняться с регистрационного учёта, передать в муниципальную собственность жилое помещение и т. д.

Далее проживание в этом жилье является незаконным. Если обязательства не выполнены, то есть, выехавший не сдал жилые помещения, не заплатил все коммунальные услуги, которые за ним накопились, не подписал договор акта приёма-передачи, не выписался, Министерство строительства Пермского края со своей юридической службой оформляет исковое заявление в отношении гражданина, который эти обязательства не выполнил.

По словам Светланы Александровны, Марина и её семья обязаны были выехать из дома и передать его в собственность администрации в любом случае, когда закончились её обязательства. Ни о какой человечности речи не идёт. По закону старую квартиру семья была обязана оставить администрации в чёткие сроки.

— Тут надо было просто смекалку включить и не бежать хватать первое попавшееся жильё. Специалист, который выдаёт эти сертификаты, он всё объясняет, — добавляет Светлана Пахтусова. — Мы заложники закона. Мы не можем действовать иначе.

Жильё, переходящее к администрации, используется как маневренный жилищный фонд.

Анна Яркова