Круговорот коронавируса в природе продолжается. Не всякий вспомнит, которая сейчас идёт волна и который по счёту мутировавший штамм нападает на людей. Власти заявляют об угрожающем росте количества больных и умерших. Пытаясь изменить ситуацию, вновь ввели режим нерабочих дней, что, как полумера, вызывает вопросы. Прививки навязываются с разной степенью агрессивности — то пропагандой, то принуждением на местах, вызывая неприятие у части жителей. Введение кьюар-кодов тоже не обошлось без критики. Информацию на сегодня, а также мнения людей собрали Анна Яркова и Яна Яновская

На время нерабочих дней, объявленных для всей страны с 1 по 7 ноября, закрываются все магазины, за исключением продуктовых, аптек и тех, где продают товары первой необходимости.

— Я лично против всего этого, даже кьюар-кодов! — говорит Любовь Ошканова, владелица магазина детской одежды «Винни Пух» в Кудымкаре. — Сколько над нами будут издеваться? Сидим сейчас. Коды бы оставили, ладно, но не совсем же нас надо было закрывать? Ужас какой-то! А мы же убытки опять понесём! Надо платить и аренду, и тепло, и капремонт… В общем, я вообще не согласна!

В качестве меры поддержки власти предлагают предпринимателям выплаты в размере МРОТ на одного работника — тем, кто в списке пострадавших отраслей, льготные кредиты.

Про коды Пока всё на совести. За неделю до локдауна власти Прикамья объявили пропускную систему кьюар-кодов. Кьюар-код получить можно в двух случаях: если человек уже переболел официально, с обращением к врачу, или вакцинировался. Справки о наличии антител никого не интересуют. И это вызывает вопросы.

Владелица салона перманентного макияжа Анна Луконина рассказывает, как сама перенесла коронавирус:

— Было очень нелегко. Кьюар-код у меня этот есть, потому что я болела официально. Но я им стараюсь вообще не пользоваться. Если меня не обслуживают без кода, я просто разворачиваюсь и ухожу. В принципе, вакцина — она добровольная. Везде мы это слышим. Но, видимо, наши краевые власти берут на себя ответственность, нарушая все федеральные законы и все наши права. Я считаю, никакого права не имеют нас ограничивать по принципу привитый — не привитый. Вакцинация у нас в России добровольная. Отношение к вакцине у меня нейтральное. Я лежала в больнице и видела, что болеют коронавирусом не только непривитые, но и привитые. Лично меня пока не убедили, что мне это нужно. Но это выбор каждого.

Остаётся неясным, кто и как будет контролировать продажу товаров и пропуск на мероприятия по кьюар-кодам. В Роспотебнадзоре объясняют, что ситуацию с кьюар-кодами они не контролируют.

— Ну, это не к нам вопрос, — сразу обрывает руководитель Коми-Пермяцкого отдела Роспотребнадзора Марина Федькова. — Потому что мы ещё надзор за этим не осуществляем. Мы осуществляем надзор за соблюдением санитарных правил, противоэпидемических мероприятий. А это ограничительные мероприятия. Этот надзор должны осуществлять органы исполнительной власти и, наверное, ОВД. У нас нет такой информации.

Местные власти про контроль тоже не знают:

— Самое главное, в Указе губернатора не написано, на кого возлагается, — говорит заместитель главы города Галина Адушкина. — На нас это тоже не распространяется. Я как понимаю, это на ответственности работодателей будет, как они исполняют Указ. Указ есть, а каким должен быть механизм проверки? Пока не было ничего, даже не знаем. Тоже не понимаем. Пока вся ответственность ложится на работодателей, ответственность за соблюдение требований Указа, как они сами будут это исполнять.

Получается, что ответственности за продажу товаров без кьюар-кодов на данный момент нет. Продажи непродовольственных товаров по кьюар-кодам, по сообщениям СМИ, возобновятся после выхода из режима нерабочих дней. В сети уже появились объявления для тех, у кого кодов нет, с предложением за плату забрать из магазина товары — от тех, у кого коды есть.

Про вакцину Добровольно, бесплатно, но без обследования. Юридически вакцина остаётся добровольной. Власти требуют — нет, рекомендуют — привить 80% рабочих и служащих. Индивидуально вопрос решают работник и работодатель. Если договориться не удалось, вопрос можно решить в правовом поле — через трудинспекцию, прокуратуру, суд.

— Нет, именно ко мне никто не обращался по вопросам увольнения или каких-либо трудовых споров, — рассказывает главный государственный инспектор труда в Коми округе Вячеслав Чудинов, отвечая на вопрос об обращениях по поводу прививок.

У людей есть вопросы и по поводу действий системы здравоохранения в части вакцинации.

— Я, конечно, не иммунолог, не вирусолог, моё мнение, конечно, ничего не поменяет, — говорит художественный руководитель фолк-группы «Шай-Май» Надежда Мусатова. — Кто хочет, пусть вакцинируется, а кто не хочет, пусть не вакцинируется, но! Я вижу, что происходит в медицине, в районе, в городе. Знаю людей, кто хотел бы сделать медотвод, а им отвечают медики в больнице, что им приказали медотводы не выдавать вообще. И вообще это нонсенс, когда в период эпидемии ставятся прививки. Прививки ставятся либо после эпидемии, либо в целях профилактики, до эпидемии. Меня возмущает то, что это делается без любого обследования.

— Медотводы у нас даются через врачебную комиссию, — объясняет заместитель главного врача окружной больницы Елена Радостева. — Если человек переболел, то медотвод даётся на шесть месяцев, по месту жительства в поликлиниках. Выдаёт его терапевт. Всё вводится через федеральный реестр и через портал Госуслуг, формируется кьюар-код. У переболевшего пациента тоже появляется кьюар-код.

Врач подчёркивает, что медотвод — мера индивидуальная.

В пермском издании 59.ру сообщают, что постоянный медотвод, который даётся только через врачебную комиссию, могут дать при гиперчувствительности к любому компоненту препарата, тяжёлых аллергических реакциях, периоде грудного вскармливания и возрасте до 18 лет. Временный медотвод на 30 дней могут дать при острых заболеваниях и при обострении хронических заболеваний.

Нюанс в том, что справка о медотводе не может заменить кьюар-код.

Иммунитет после прививки формируется несколько недель. Если в этот период заболеть – вакцина, получается, не поможет. Работодателям при этом разрешили давать прививающимся только два дня выходных.

В Сети тем временем идут ожесточённые баталии сторонников и противников вакцинации. Ощущение, что люди разделились на два лагеря.

Про нерабочие дни Татьяна Чакилева работает в одном из продовольственных магазинов в Кудымкаре, она считает, что ограничительные меры необходимы, но тогда их надо вводить везде, во всех регионах страны, а границы и вовсе закрывать.

— Я сама вакцинировалась. Тоже поначалу не верила почему-то в эту прививку, сомневалась очень, но потом решила для себя, что ничего дурного в этом нет, — объясняет женщина. — Считаю, что власти сделали всё правильно. Ведь у нас даже в Кудымкаре антипрививочников много ещё, потому и ситуация только ухудшается. Но границы на время локдауна, я думаю, надо закрывать совсем. Иначе сейчас вернутся опять из Египтов и Турцией и опять что-то с собой привезут.

Ограничительные действия властей критикуют как полумеры. Наблюдатели отмечают также, что тема роста заболеваемости «волшебным» образом поднялась после сентябрьских выборов, а до и во время голосования освещалась не так ярко. И турсезон на отечественных курортах для «диких» отдыхающих прошёл вполне себе обычно – в основном без масок и соблюдения социальной дистанции.