Фото предоставлено Анастасией Кунц

Анастасия Кунц должна выплатить государству более миллиона рублей. Долг появился из-за того, что женщина была вынуждена закрыть ферму, на создание которой получила грант. Причина закрытия — отсутствие в деревне электроснабжения, которое обещала наладить местная власть. Анастасия тщетно пыталась найти справедливость в суде. Обращалась к губернатору края, лидеру ЛДПР Жириновскому. Не помог ей даже президент России.

Электричество будет подключено В посёлке Сосновая Гайнского района живут около ста человек, в том числе и семья Анастасии Кунц. Работы там нет. И люди разъезжаются. Уехать планировала и Анастасия, но родители её убедили, что можно жить и работать здесь, у себя на Родине. В 2013 году женщина решила открыть крестьянско-фермерское хозяйство по разведению птицы. Администрация идею девушки одобрила: дала деньги на строительство и обещала обеспечить электроснабжением ферму. Подходящего места в посёлке не нашлось, в итоге было решено начать строительство на живописном берегу Камы в деревне Усть-Чукурья, что в десяти километрах от Сосновой.

— Эта деревня хороша тем, что рядом с фермой была бы центральная дорога, кормовая база. Я обратилась в администрацию Гайнского района за помощью, и мне дали разрешение на строительство фермы. Даже дали денежную помощь, — рассказывает историю своего опыта предпринимательства женщина. — В 2013 году я получила грант, а строительство фермы начали в 2014 году. Для удобства работы по согласованию с администрацией построили и дом для проживания всей семьи на средства материнского капитала.

По условию договора на ферме Анастасия была должна выводить поголовье птицы. Это индюки, утки, куры, индо-утки, куры несушки, куры-бройлеры и гуси. Растили и цыплят для выведения нового поголовья. Всю живность продавали либо мясом, либо живых птиц как в частном порядке, так и на ярмарках. Но для успешного фермерства не было главного условия. Поскольку в деревне Усть-Чукурья на момент строительства никто не жил, там не было электричества.

— Администрации района и поселения меня убедили, что электричество будет подключено. По проведению электричества была составлена смета, но оплачивать её должна была администрация, так как деревня существует и числится на балансе администрации.

Электричество так и не появилось. На открытие фермы Анастасия получила от государства 1 млн 400 тысяч рублей. Изначально на ферме насчитывалось более 500 голов птиц. В первый год работы Анастасия оформляла в помощники одного мужчину, но он проработал всего сезон. Затем женщина пыталась нанять ещё работников, но все отказывались, ссылаясь на отсутствие электричества, холод и на большую смертность птицы. Для обеспечения тепла и света использовали генератор, который съедал около 10-12 литров солярки в сутки, что в среднем увеличивало расходы в месяц на 20 тысяч рублей. Четыре года фермеры работали без электричества с большими проблемами, последние три года помогали в хозяйстве лишь родственники. В осеннее время из-за низкой температуры, короткого светового дня и отсутствия электричества приходилось часть птицы перевозить в личный сарай в Сосновой для размножения и зимовки. Часть птиц, которых перевести возможности не было, убивали.

— Другого выхода просто не было. Я отчитывалась перед ними как могла. Всё надеясь на обещанное подключение электроэнергии, — продолжает Анастасия. — За все эти годы администрация ни разу не приезжала к нам с проверкой! Не было ни одной комиссии! Я неоднократно обращалась по этому поводу в администрации района и сельского поселения, в прокуратуру Гайнского района. В итоге прокуратура обязала администрацию нашего поселения в срок до 30 ноября 2017 года подвести электричество к деревне. Но электроэнергия здесь так и не появилась. Не дождавшись ни от кого помощи, я была вынуждена закрыть ферму. Всё поголовье пришлось везти домой и раздавать родственникам. Большинство птицы просто ушло на мясо.

Анастасия должна вернуть деньги. Как только ферма закрылась, показатели не были выполнены, администрация Гайнского района подала на Анастасию в суд. Суд не учёл, что без электричества у женщины не было возможности работать, поэтому решение суда было вынесено не в её пользу. С января этого года женщина должна отдавать ползарплаты государству с её официального дохода. Анастасия занимает полставки заведующей местным клубом в Сосновой.

— Адвокат сказал, что все показатели и факты в нашу пользу. Но в итоге мы проиграли суд. Я не знаю, что теперь делать… Я подала на банкротство. У меня просто опустились руки, бороться сил больше нет, — сквозь слёзы говорит Анастасия. — Я же не виновата, что администрация не выполнила обещанное. Почему теперь я осталась крайней? Из-за отсутствия электричества я не могу выделить даже долю своим детям, а о продаже дома не идёт и речи. Кому он нужен без электричества?

В администрации Гайнского муниципального округа заверяют, что на самом деле проверки крестьянско-фермерского хозяйства осуществлялись ежегодно с выездом на ферму. При начале строительства фермы и в вопросе электроснабжения хозяйства в деревне Усть-Чукурья было выявлено, что имеется техническая возможность для подключения к электричеству. В связи с тем, что оплату технического присоединения объекта к электропитанию осуществляет собственник объекта, Анастасии был выдан технический план присоединения и счёт на оплату. Как известно администрации, счёт Анастасией на сегодняшний день так и не был оплачен.

Бывший глава Гайнского района Владимир Исаев, при котором было заключено соглашение, разговаривать с нашим корреспондентом отказался:

— Я уже не являюсь главой, поэтому ничего говорить не буду.

После обращения к краевым и федеральным властям Анастасия ждала ответов от депутатов и чиновников, надеясь на помощь. Но ответы у всех были одинаковые и неутешительные, похожие на официальные отписки. Для решения проблемы все перенаправляли письма в фонд, выдавший женщине грант. А там ответ один: Анастасия не выполнила требования по соглашению, поэтому должна вернуть деньги обратно.

Михаил Вотинов